«Идеология Аддамсов». Уэнсдей Аддамс из той самой семейки отправляют учиться в закрытую и вроде бы престижную школу «Невермор», называние которой содержит намек на стихи Эдгара Аллана По.
Это школа для так называемых «отверженных» – детей оборотней, сирен, горгон, и всякой прочей небывальщины. До этого Уэнсдей училась в обычной школе, однако чрезмерно энергичные парни обидели её брата Пагсли. Что ж. Обидчик лишился одной тестикулы, которую откусила пиранья. Так получилось.
Скандал удалось замять, но школу пришлось сменить. Родители – Гомес и Мартиша Аддамс – отправили Уэнсдей туда, где когда-то учились сами. Уэнсдей поначалу собирается быстренько из школы сбежать, но начинают происходить подозрительные события, в центре которых оказывается сама новенькая ученица, прошлое её родных и странные убийства в окрестностях школы. Девочка решает, что влиять на свою судьбу она не позволит никому и решительно берётся распутывать клубок школьных тайн.
Это «Уэнсдей» – новый сериал от Netflix. Жанр поменяли с комедии на историю взросления и школьный детектив, где подростки разгадывают тайны, по пути разбираясь в себе и заводя друзей.
В роли Шерлока выступает сама Уэнсдей Аддамс, в роли Ватсона – вервольф-блондинка (да, прямо настоящая – розовенькие кофточки, тик-ток, влог, сплетни со всей школы, влюблённость в голове). В роли скрипки – виолончель. В роли миссис Хадсон: Вещь – живая рука семейки Аддамс. Дядюшка Фестер тоже заглянет на огонёк.
Сериал явно рассчитан на юношескую аудиторию, помимо, конечно же, поклонников франшизы «Семейка Аддамс». Уэнсдей периодически использует в своих колкостях феминистические обороты, и это ей идёт, а съехавшиеся из разных уголков Америки юные монстрики вполне естественно демонстрируют расовое разнообразие. Мальчики влюбляются в девочек, а девочки в м
Очень хорошо, что Вещь, живую руку, не отрисовали в 3D, как могли бы сделать в духе нового времени, а по старинке сняли актёра в зелёном костюме и ротоскопировали. Роль руки была прекрасно сыграна Виктором Доробанту.
Актёрские работы сериала вообще удались. К кастингу есть претензии, но только к Мортише и Гомесу Аддамсам. И если Луис Гусман ещё вписывается в образ отца семейства, то Кэтрин Зета-Джонс в роли Мортиши раздражала – хотя играла она отлично и убедительно. Слишком тяжеловесно смотрится в кадре постаревшая Зета-Джонс, а молодых Аддамсов пришлось подгонять под эти шаблоны.
В остальном же отличные попадания – как по кастингу, так и по уровню актерской игры. Чего стоит один только танец Уэнсдей на школьном балу, под нестареющий хит рокабилли-панков The Cramps.
Дженна Ортега, играющая роль Уэнсдей, безусловно вытаскивает сериал, идеально вписываясь в роль повзрослевшей дочери семьи Аддамс. Поставленная ей в пару яркая, легкомысленная и эмоциональная блондинка Энид Синклер в исполнении Эммы Майерс создаёт контраст, подчёркивающий монохромность и холодность главной героини. Постоянно появляющееся в кадре сочетание цветовой палитры и монохромной гаммы производит сильное впечатление.
В минус же идёт то, что практически сразу ясно, кто здесь главный злодей. Нет, не по ходу развития событий – потому что сценаристы старательно маскировали и прятали злоумышленника до финала.
Дело в другом. У поклонников аниме-сериала «Детектив Конан» бытовало шуточное правило: хочешь заранее узнать, кто убийца – посмотри, кого играет самый известный из актёров озвучки, приглашённых для участия в новом эпизоде сериала. И когда видишь в списке ролей Кристину Риччи, сразу понимаешь, что она тут не для мебели поставлена.
Не знаю, пригласил ли Кристину режиссер Тим Бёртон, у которого она снималась в «Сонной лощине», или её позвали, потому что она играла Уэнсдей у Барри Зонненфельда в фильмах 1991-го и 1993 года. Но можно без труда догадаться, что у неё не просто роль второго плана, и ты с самого начала держишь ее «на карандаше». А в середине повествования появляется подсказка, по которой можно догадаться о её роли в этой истории. Поэтому детективной интриги тут практически нет.
Второй, и очень большой минус сериала – его создатели перебрали с дизайнами CG-персонажей. Монстр Хайд карикатурен и чрезмерно мультяшен. С вервольфом в последней серии тоже можно было бы поработать, хотя его показывают немного и в темноте. Хайд же часто появляется по сюжету, и его ненатуральность выбивает из настроения. Главного монстра стоило бы сделать более реалистичным, ну или хотя бы не таким лупоглазым.
В целом же получился неплохой сериал, постепенно затягивающий зрителя. Несмотря на банальность подростковых историй взросления, которых хватает в современных юношеских телесериалах – а уж в аниме их просто полно.
Поэтому я удивился, прочтя на днях в «Коммерсанте» разгромную рецензию за авторством Татьяны Алешичевой. Авторка молотом обрушилась на сериал в целом и лично на Тима Бёртона, приложившего к нему руку.
«Из рафинированных фриков и мизантропов Аддамсов насильно делают нормальных людей», – гласил подзаголовок этого текста.
Постойте, – подумал я. Фрики – это конечно. Но когда жизнерадостные (или смерторадостные?), но определённо гостеприимные Аддамсы стали мизантропами?
В финале рецензии сериал громили без всякой пощады:
«Но главное тут, пожалуй, переписанная c точностью до наоборот идеология Аддамсов. Эти прекрасные рафинированные нелюди были королями жеста, презирали социализацию и вместо лицемерных общепринятых правил поведения придерживались своих. Эти ренегаты в гробу видали ваши розовые щечки и были убеждены, что добро наказуемо, а от нормальности надо лечиться просто потому, что человеческое общежитие прогнило и достойно презрения. Создатели Аддамсов противопоставляли их обывателям, всем этим Норманам и Норминам. В нынешнем сериале люди без магических способностей тоже называются «норми», но история про приключения Уэнсдей в «Неверморе» проникнута слюнявой политкорректностью: мол, все эти детишки-изгои тоже норм.
Вампиры и оборотни они только с виду, а на самом деле так же заслуживают считаться нормальными, ведь все мы по сути одинаковы, просто некоторые воют по ночам на луну или чувствуют во рту ржавый привкус крови, а у других волосы на голове встают дыбом, как змеи у горгон, – но это ничего. Все это, конечно же, отменное диснеевское вранье – никогда мы не будем одинаковыми. И согласные унифицироваться и быть как все Аддамсы из сериала (недотрога Уэнсдей к финалу позволяет себе обнимашки и заводит смартфон!) – наглые самозванцы».
Стоп, подумал я. О какой «идеологии Аддамсов» идёт речь? Что вообще такое «идеология Аддамсов»?
Давайте обратимся к истории вселенной «Семейки Аддамс».
В далёком 1938 году в американском журнале The New Yorker начали печатать юмористические рисунки: однопанельный комикс художника Чарльза «Чаза» Аддамса, изображавший сценки из жизни странного семейства, живущего в разваливающемся старом доме с паутиной в углах и треснувшими зеркалами.
Отец семейства в полосатом костюме постоянно дымил сигарой. Его супруга – стройная женщина с высоким лбом и прямыми тёмными волосами, носила узкое чёрное платье «в пол», подол которого разбегался длинными щупальцами. У них было двое детей: пухлый мальчуган и дочка – вся в маму. Бабушка – вылитая ведьма, лысый дядюшка в пальто с меховым воротником и дворецкий, подозрительно напоминающий монстра Франкенштейна.
Семейство занималось очень странными делами, ценило мрачность, вид на кладбище и плохую погоду. А иногда прибегало к очевидно опасным для здоровья забавам, от которых, впрочем, никто не страдал.
Приём Чарльза Аддамса был прост. Он изобразил счастливую, вполне шаблонно-идеальную американскую семью: родители влюблены и без ума друг от друга, обожают и поддерживают детей в их играх и начинаниях, все родичи дружны и счастливы – но произвёл инверсию всего, что касалось внешней стороны дела, эстетики и поведенческих шаблонов.
Семейство на рисунках жило в собственном макабрическом мирке кладбищенской эстетики, среди странных и опасных предметов, животных и растений, где на чердаке, в футляре для одежды, рядом с «твидовым костюмом Ричарда», «серым пиджаком Ричарда», «летним гардеробом Ричарда», висел и сам «Ричард».
С этого началась история семейки Аддамсов. Впрочем, Аддамсами их тогда не звали, у персонажей вообще не было имён до выхода телесериала «Семейка Аддамс», который презентовали в сентябре 1964 года на телеканале американской вещательной сети ABC.
Через два года сериал уступил место «Бэтмену». Снятому в цвете, в отличие от «Аддамсов», телесериалу, по известному комиксу о похождениях богача, нацепившего трусы поверх трико, и отправившегося бороться с преступностью.
Подлинное возрождение персонажи Чарльза Аддамса пережили в 1991 и 1993 годах – с выходом уже упомянутых фильмов Барри Зонненфельда: «Семейка Аддамс» и «Ценности семейки Аддамс».
«Аддамсы» были тепло встречены публикой и критиками (первый фильм больше приветствовала публика, чем критики, а второй – наоборот), имели кассовый успех, и выдвигались на ряд наград. Позднее, в эпоху интернета, фильмы растащили на мемы. А готичная Уэнсдей в исполнении юной Кристины Риччи была особенно популярна.
Возможно, именно поэтому в Netflix выбрали Уэнсдей центральным персонажем нового сериала, для работы над которым пригласили Тима Бёртона. Режиссер когда-то собирался снимать мультфильм о жизни «Семейки Аддамс», но с этим проектом у него не срослось.
Телесериал 1964 года не только подарил Аддамсам имена, а автору – славу. Из-за него рисунки Аддамса исчезли со страниц The New Yorker – журнал счёл публикацию комикса конфликтом интересов. Рисунки Чарльза Аддамса кратковременно вернулись в журнал лишь в 1987 году. А в 1988 году Чарльз Аддамс скончался от сердечного приступа, не дожив до второй волны популярности своих персонажей.
Для сериала 60-х годов атмосферу дома Аддамсов сделали менее мрачной, хоть и не менее странной. Уэнсдей стала миленькой маленькой девочкой. Но в целом подход остался прежним: Аддамсы, получившие на экране имена, определённую семейную историю, развитие персонажей, остались идеальной, дружной и счастливой семьёй.
Странности не отталкивали зрителя: ведь в различных житейских ситуациях Аддамсы поступали в точности так, как должна поступать «настоящая американская семья». Естественно, со своим кладбищенским колоритом. Шутки строились на контрасте между странной потусторонней эстетикой, эксцентричностью персонажей, и абсолютно нормальными, возможно, даже более, чем нормальными, идеальными – решениями, которые принимали главные персонажи.
Когда Пагсли, сын Гомеса и Мортиши Аддамс, решает стать скаутом, родители не наказывают его, а лишь очень мягко пытаются намекнуть на неподобающее поведение для «потусторонней» семейки. И, в конечном итоге, они… обращаются к психологу! Терапия (психолог всего лишь даёт Пагсли выговориться) помогает, мальчик возвращается к своим обычным-необычным интересам.
Разве не так должны поступать любящие родители? Хотя психолог в итоге бросил свою работу.
Уэнсдей и Пагсли отправляются в школу и возвращаются расстроенными: в школе читали сказки, а в сказке – подумать только, убили дракона! И Гомес с Мортишей… жалуются в школьный совет. Ведь другие дети тоже могут пострадать, столкнувшись с изображением насилия по отношению к этим прекрасным, безобидным и редко встречающимся существам.
В точности, как должны поступать «сознательные» родители. Что, кстати говоря, и происходило в США в реальности. Особо бдительные родители даже подавали жалобы о неподобающем содержимом в тексте романа «451 градус по Фаренгейту», который написал Рэй Брэдбери.
В разгар маккартизма такие жалобы привели к изъятию книги из школьных библиотек, включению в запретные списки, и даже к цензуре – с заменой неподобающих слов и сцен, возмущавших верующих (какая ирония – цензурировать роман о тотальной цензуре!).
Аддамсы не бросали вызов обществу, не вступали в конфликты. Они жили, игнорируя косые взгляды, изумление и страх «обычных» людей. Это импонировало иммигрантам из Латинской Америки, которые ассоциировали себя с Гомесом Аддамсом, обладающим характерной внешностью. Ведь Гомес был богат, мог позволить себе проиграть на бирже значительную сумму, что ничуть не ввергало его в уныние, эмоционально и страстно любил супругу. А сами латиноамериканцы нередко чувствовали себя «странными» под косыми взглядами «настоящих американцев».
Зонненфельд не только вернул семейке экстремальный чёрный юмор, близкий оригинальным рисункам Аддамса. В его фильмах семейка Аддамс сталкивается с мошенниками и преступниками из «нормальной» среды. Жулики тем или иным способом пытаются наложить лапу на богатства Аддамсов. И Аддамсы достойно проявляют себя в противостоянии с криминалом.
Во втором фильме Зонненфельда изображён летний лагерь, в котором вожатые навязывают детям свои представления о правильном поведении, третируя тех, кто выбивается из шаблонов «хороших детей». Уэнсдей и Пагсли в ответ устраивают настоящую революцию, вовлекая в неё детей, которых вожатые сочли «нехорошими». А заодно символически мстят за индейцев, пострадавших от первопоселенцев.
Так мизантропы ли Аддамсы, радушно принимающие в своём доме даже врага, как следует из фильмов Зонненфельда? Бросают ли они вызов обществу? Или же «нормальные» разбегаются от них сами, гонимые своими фобиями и страхами?
Авторка рецензии в «Ъ» не хочет замечать, что семейка Аддамс – это не просто нормальные люди, во многом они нормальнее «нормальных». Под внешним шокирующим антуражем скрываются люди, которые демонстрируют взаимовыручку, острое чувство справедливости, предпочтение духа (закона, правил и норм) над буквой и внешним выражением их.
Их правила сродни «американской мечте»: жить и выглядеть так, как тебе хочется, но блюсти дух и ценности, «жить не по лжи». И эти ценности, в их идеально декларируемом виде, входят в непримиримый конфликт с типичной американской реальностью, где добрые христиане отобрали у коренного населения территории и преспокойно торговали чернокожими рабами. Да и на испаноязычных тоже глядели исключительно свысока.
Это проговаривалось еще в «Ценностях семейки Аддамс», где Уэнсдей произносит речь от лица Покахонтас. И это вновь, ещё громче, проговаривается в новом сериале, где Уэнсдей Аддамс противостоит маньяку-ксенофобу, свихнувшемся на почве ненависти к монстрам-«изгоям».
Так почему же Татьяну Алешичеву так возмущает то, что Уэнсдей не ведёт себя как героини комикса Рональда Сирла о школе Сент-Триниан, где учителя – садисты, ученицы – хулиганки со стажем, пьющие, курящие, гонящие самогон на продажу и устраивающие разборки со смертельным исходом?
Аддамсы не совершают преднамеренных преступлений. Они действуют из самозащиты, либо события разрешаются чудесным стечением обстоятельств – той же магией, которая хранит Аддамсов от причинения вреда друг-другу.
Откуда такая ненависть к «Хогвартсу для изгоев», неприятие равенства, и вообще «нормальности», которые демонстрирует эта рецензия? Ведь поведенческую нормальность Аддамсы демонстрируют постоянно, в рамках своей волшебной реальности, где из книги «Унесённые ветром» вырывается настоящий ураган, а огнедышащего младенца может подбросить на высоту летящего самолёта без малейшего для него вреда.
Так же нормальна и Уэнсдей, которая обживается в «Неверморе», упорно доказывая свою точку зрения, проводя расследование, приобретая друзей среди сирен и вервольфов. В итоге она находит там своё место – как равная среди равных.
Углядеть здесь «переписанную» до наоборот «идеологию Аддамсов» можно только в том случае, если вы сами мечтаете поплёвывать с высоты на окружающих, попирая общепринятые нормы по праву человека с хорошими генами и красивым лицом.
А ведь именно так ведет себя социальная элита нашего общества.
Винсент Сандерс
Читайте по теме:
Жан-Люк Годар. Манифест революционного кино
Cлавой Жижек. Политика Бэтмена
Андрей Манчук. «Трамбо». Герой нашего времени
Чайна Мьевиль. Марксистский путеводитель по монстрам
Пол Мэйсон. Экономика «Игры престолов»
Билл Муллен. Шик, блеск и Гэтсби
Алексей Цветков. «Жизнь Пи» – атеизм невыносим?
Юэн Моррисон. Антиутопии и свободный рынок
Артем Кирпиченок. Джон Браун. Человек, который нужен Америке
Бернардо Бертолуччи. Сжатый кулак в Венеции
Андрей Манчук. Мой Чернобыль и версия НВО
Жан-Поль Сартр. Письмо об «Ивановом детстве»
Сергей Козловский. Тарантино о демократии
Илья Знаменский. «Игра в кальмара». Секрет корейских успехов
Оливер Стоун. Украинский кризис является угрозой для всего мира
Кен Лоуч. Что такое политический фильм?
Сергей Эйзенштейн. «День мертвых» в Мексике
Артем Кирпиченок. Блеск и нищета «Карнивал Роу»
Андрей Манчук. Машина времени Дзиги Вертова
Бернардо Бертолуччи. «Перед революцией». Как стать марксистом
Славой Жижек. Киногид от извращенца
Кен Лоуч. Воссоздать дух сорок пятого
Андрей Манчук. «Земля кочевников». Дорога в никуда
Артем Кирпиченок. Синдром Джокера
Саймон Хаттенстоун. Семь рюмок с Аки Каурисмяки
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>