Пассажирский паром из Египта в Иорданию идёт по Акабскому заливу Красного моря. Переправа расположена в том месте, где на небольшом участке суши сближаются границы сразу четырех государств – Иордании, Израиля, Саудовской Аравии и Египта.
Впрочем, здешние «красноватые горы», как описал их Лоуренс Аравийский, выглядят одинаково – кому бы они не принадлежали.
Позади лежит египетский город Таба, слева – израильский Эйлат, справа – саудовский Хакль. Между ними находится иорданская Акаба. Она совмещает функции популярного курорта и торгового порта, через который продается часть добытой в Ираке нефти.
Но древний идумейский город Элат, который назвался в римские времена Айлой, на самом деле располагался на территории современной Акабы. А современный израильский Эйлат основан на месте иорданского таможенного поста Умм-Рашраш, захваченного израильскими войсками в 1949 году.
С тех пор здесь продолжается кровавое противостояние, которое, среди прочего, проявляется в символической войне флагов.
На берегу Эйлата установили внушительный бело-голубой флаг с символикой государства Израиль. А над Акабой развивается историческое знамя Арабского восстания 1916 года, которое занесено в книгу рекордов Гиннеса как самый большой флаг в мире.
Цвета на огромном полотнище – черный, зеленый, белый и красный – олицетворяют династии Аббасидов, Омейядов, Фатимидов и Хашимитов.
Сегодня их принято называть панарабскими, потому что благодаря флагу Арабского восстания эта палитра присутствует на флагах большей части стран арабского мира – включая Иорданию, Объединённые Арабские Эмираты, Ирак, Сирию, Кувейт, Судан, Йемен, Палестину, Сомалиленд, Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, а также Ливию – после свержения Муаммара Каддафи.
Флаг Арабского восстания был впервые использован повстанцами-бедуинами. Они боролись против Османской империи при поддержке Лондона и Парижа, на отдаленном фронте Первой мировой войны, дотянувшейся до ближневосточных пустынь.
Акаба, которую обороняли четыреста турок, была захвачена арабами при участии упомянутого Лоуренса Аравийского – британского авантюриста и литератора. Во время боя он выстрелил в голову собственному верблюду, и едва не оказался раздавленным.
Творцом арабского флага был другой британский эмиссар Марк Сайкс – один из соавторов тайного соглашения, подготовленного вместе с французским дипломатом Франсуа Жоржем-Пико.
Задолго до окончания войны они разделили бывшую Османскую империю на зоны влияния, не считаясь с интересами проживающих на этой земле народов.
Обман разоблачили в ноябре 1917 года, когда большевики опубликовали соглашение Сайкса-Пико в газетах. Стало известно, что европейские державы не собираются провозглашать единое арабское государство, которое на словах пообещали повстанцам.
Сопротивление бывших союзников подавили – в 1920 году французские танки разгромили верблюжью кавалерию в неравной битве при Майсалуне, а британцы использовали против восставших арабов боевые аэропланы.
На Ближнем Востоке образовали подмандатные протектораты. Европейцы разрезали его единое культурно-историческое пространство, чтобы обеспечить свои колониальные интересы. А это заложило причины будущих войн – в Палестине, Курдистане, Ираке, Закавказье, Сирии, Ливане, на Кипре.
Барон Сайкс, который с презрением писал о «неграмотности» арабов, манипулируя племенами бедуинов и еврейскими поселенцами, был одним из архитекторов современного конфликта на земле между Синаем и Иорданом.
Но расположенные в пустыне памятники напоминают о другой, древней истории этого региона, интересовавшей европейских колонизаторов только в смысле грабежа археологических артефактов.
Среди них выделяется Петра – столица Набатейского царства – одного из столпов, на которых воздвигнут современный арабский мир.
Это государство сформировалось в III веке до нашей эры на территории библейского Эдома. Там, где торговый путь из Дамаска к Красному морю пересекается с дорогой от Персидского залива к берегам Средиземноморья.
Набатеи были арабскими племенами, богатевшими за счёт транзитной торговли. Они испытали на себе влияние эллинистического Египта, и особенно преуспели в строительстве каменных сооружений, которыми усыпаны иорданские и саудовские пустыни.
Петра получила известность благодаря сорокаметровому храму Эль-Хазне. Он высечен в глубоком каньоне из песчаника, переливающегося всеми оттенками пурпурного и розового.
Израильские спецназовцы тайно перебирались через границу с оккупированного Западного берега реки Иордан, чтобы полюбоваться на эти краски. Начиная с пятидесятых во время таких вылазок погибло двенадцать солдат, о чем рассказывает популярная песня «Ха-села Ха-адом» – «Красная скала».
«Хазне» означает «сокровищница» или «хранилище». Именно к этому арабскому слову восходит созвучное слово «казна», которое проникло в русский через тюркские языки, впервые встречаясь в тексте «Сказания о Мамаевом побоище».
Бедуины были убеждены, что в этом удивительном месте хранятся сокровища джиннов, однако подлинное значение монументального здания до сих пор не установили.
Скорее всего, его построили в момент расцвета Набатейского царства, когда у власти находился царь Арета IV. Он официально титуловал себя «другом народа» – задолго до гражданина Марата – и находился у власти почти полвека. Но уже при его внуке страну захватили римские легионы, образовав на ее месте провинцию Петрейская Аравия – Arabia Petraea.
По одной из версий, Эль-Хазне представляет собой мавзолей Ареты, а другие считают его храмом александрийской богини Исиды, которая отождествлялась набатеями с местным божеством по имени Душара.
Впрочем, не так важно, для чего именно выстроили когда-то Эль-Хазне. Глядя на многочисленные каменные сооружения древней Петры, становится очевидным, что арабские племена сумели создать в пустыне самобытную цивилизацию, вопреки мифу об их извечной отсталости.
Несмотря на влияние эллинистических канонов, которого не избежал в то время никто, в набатейской архитектуре прослеживаются характерные местные черты. Они восходят к общей традиции древнего семитского Ханаана, или в еще более давние времена.
Ведь первое известное архитектурное сооружение – Иерихонская башня, датированное периодом докерамического неолита, находится на территории Палестинской автономии, в нижнем течении Иордана.
Многие набатейские постройки имеют форму огромных кубов, напоминая работы Хуана Гриса, Александра Архипенко, Жоана Миро или Пикассо – периода «Les Femmes d'Alger».
Обычно это алтари или храмы. Согласно раннеисламскому трактату «Книга идолов», древние арабские племена совершали возле них жертвоприношения. Но в обширном комплексе Петры имеются здания с самыми разнообразными функциями, от обсерватории до театра.
Инженерно-строительные навыки набатеев действительно впечатляют, подчас оправдывая бедуинские легенды про колдовство.
Арабские племена не только умели высекать в песчанике огромные храмы. Они также прокладывали подземные акведуки, которые имели огромное значение для орошения пустынных оазисов – соревнуясь в этом умении с персами. А сейчас похожими тоннелями изрыта земля под блокадным Сектором Газа.
Подобные достижения стали возможными благодаря развитию астрономии, математики и созданию особого набатейского письма, возникшего на базе арамейского алфавита.
Древние набатейские надписи обильно рассыпаны по скалам Иордании и Синая. Одна из пустынных долин так и называется: Вади аль-Мукаттаб – «исписанная».
Впоследствии эти знаки легли в основу классической арабской письменности, а знания набатейских инженеров послужили фундаментом, на котором развивалась блестящая наука раннеисламской эпохи.
Она восхищала европейцев, которые пришли сюда во времена Крестовых походов, построив над Иорданом свое разбойничье гнездо – замок Карак. А набатеи еще раньше растворились среди арабов, в ходе грандиозных миграционных процессов, сопровождавших распространение ислама.
Сегодняшняя Петра, прежде всего, является туристической Меккой – со времен Иоганна Людвига Буркхардта, путешественника, разведчика британской торговой ассоциации, который вновь открыл ее для Запада в начале XIX века. Однако туристы обычно знакомятся с храмом Эль-Хазне благодаря фильму про Индиану Джонса, и очень мало наслышаны о прошлом Набатейского царства.
Сравнительно недавно сюда можно было приехать даже на экскурсию из Эйлата, и израильские туристы любили выпить напротив «Красной скалы» чашечку самого ароматного в мире кофе.
Но сейчас история снова пришла в движение, под давлением могущественных и безжалостных сил. Ее ветры колышут придуманные знамена, переворачивая судьбы целого поколения.
А заложенные сто лет назад противоречия до сих пор помогают разделять народы и править ими.
Андрей Манчук
Фото автора
Читайте по теме:
Артем Кирпиченок. «Мистер Черчилль – фашист». Новая книга Тарика Али
Максим Лебский. Крушение системы Сайкса-Пико
Кен Оленде. Скелеты в шкафу Британской империи
Винсент Сандерс. Сирийский разлом
Айя Башир, Эстер Раппапорт. Не забудем Ленинград, переживем Газу
Андрей Манчук. Кипрский кризис. Уроки непризнанной республики
Артем Кирпиченок. Израиль. За кризисом – война
Офер Касиф. «Мы – ведущая оппозиционная сила в Израиле»
Илья Деревянко. Израиль: в тупике сегрегации
Андрей Манчук. Курдистан, которого нет
Артем Кирпиченок. Две войны. Украина и Израиль
Ноам Хомский. Израиль. Предупреждение о цунами
Андрей Манчук. Хасанкейф. Град обреченный
Крис Хеджес. Все мы будем на месте жителей Газы
Артем Кирпиченок. Путешествие в кибуц
Михаил Урицкий. «Норма» насилия
Артем Кирпиченок. Маджал-Аскалон. Забытая история
Наом Шиаф. Плоды правой политики
Артем Кирпиченок. Иосиф Бродский: скромное обаяние расизма
Иммануил Валлерстайн: Сирийский тупик
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>