Сенат США отказался считать военным преступлением атаки на гражданские объекты, представляющие собой культурную ценность.
Резолюцию с запретом бомбардировки культурных памятников предложил сенатор Эд Марки – в ответ на заявление Дональда Трампа, объявившего, что среди мишеней воздушного удара по территории Ирана есть объекты, которые «важны для иранской культуры»
Слова американского президента вызвали беспокойство среди археологов и историков, потому что на территории Ирана находятся культурные объекты мирового значения.
Среди них – прекрасно сохранившиеся зиккураты Сиалка и Дур-Унташа, древние персидские столицы – Персеполис, Пасагарды и Сузы, шахский дворец в Тегеране, архитектурные ансамбли Исфахана и персидские сады Шираза, уникальные глиняные постройки Йезда, мавзолеи шиитских святых, могилы средневековых поэтов и каменные башни древних зороастрийцев.
Посетив эти места во время поездки в Иран, мы видели, что в этой стране умеют сохранять древние памятники, поддерживая их в ухоженном состоянии.
Даже игривые росписи Дворца сорока колонн, с изображением винопития и обнаженного женского тела, не подвергаются вандализации и остаются открытыми для туристов, но теперь на них могут упасть американские бомбы. К примеру, под угрозой может находиться мавзолей Фатимы Масуме в священном городе Кум, где бывают многие представители шиитского духовенства.
Опыт американского вторжения в Ираке наглядно показывает, чем может обернуться для мирового наследия очередная война на Ближнем Востоке. Ее жертвой стали главные исторические памятники Междуречья – в первую очередь, Национальный иракский музей в Багдаде. Он пострадал от обстрелов и потерял большинство своих экспозиций, в результате хорошо организованных грабежей.
«Разграбление Национального музея Ирака в Багдаде можно расценивать как один из самых трагичных итогов англо-американской военной кампании в Ираке.
Музей, где хранились ценнейшие памятники древней культуры, опустошен. Мародеры вынесли все, что представляло хоть какую-нибудь ценность. Среди похищенных экспонатов есть и такие, возраст которых оценивается в пять тысяч лет. Коллекция, которая собиралась многими поколениями ученых, была уничтожена за два дня.
Мародеры вынесли из 28 залов, по меньшей мере, 170 тысяч экспонатов. Причиненный музею ущерб сейчас трудно оценить. Специалисты уже сейчас заявляют, что разграбление Национального иракского музея – одно из самых масштабных бедствий, которые пережила культура Ближнего Востока за всю свою историю», – писала об этом New York Times.
«Из 15 тысяч экспонатов Национального музея в Багдаде нам удалось вернуть только около 4 тысяч. Солдаты свободно ходили по залам, как по супермаркету, и брали то, что им нравится! Примечательно, что расхитители знали, где и что брать, имели схемы запасников музея, спецоборудование для взлома хранилищ», – рассказывал впоследствии об этом руководитель информационного центра музея Танхид Али.
И действительно – согласно данным экспертов ЮНЕСКО, мародеры поставляли украденное в частные коллекции европейских и американских коллекционеров, выполняя поступившие от них заказы на бесценные для человечества экспонаты.
«Когда накануне вторжения глава иракской Национальной комиссии по культурному наследию Донни Джордж предупреждал, что американцы хотят захватить «не только нашу нефть, но и нашу историю», коллеги его не поняли.
Война стала огромной катастрофой для мировой археологии и культуры. Десятки тысячелетних памятников древнейших цивилизаций Шумера и Вавилона были повреждены или уничтожены, а крупнейшие исторические музеи страны основательно вычищены.
По оценке Министерства туризма и древностей Ирака из страны было вывезено 130 тысяч культурно-исторических ценностей, а вернуть удалось пока всего 10%. Даже крупнейшие аукционные дома не брезгуют выставлять на продажу украденные в Ираке ценности.
Так, в 2008 году с торгов Christie's в Нью-Йорке только в последний момент были сняты уникальные золотые серьги из сокровищ, найденных при раскопках ассирийской столицы Нимруда на севере Ирака», – говорится об этом в одном из журналистских расследований.
«В Соединенных Штатах незаконно находится 90 тысяч принадлежащих Ираку археологических артефактов, и Вашингтон отказывается их возвращать», – констатировал министр туризма и древностей Лива аль-Сумайсим. Представитель этого же ведомства Али Абдул Хасан сообщил о том, что американцы целыми ящиками загружали в свои военные самолеты уникальные древности Междуречья. Но так и не вернули их, не обращая внимания на запросы Багдада.
Характерно, что участники первой антиамериканской демонстрации в оккупированном США Багдаде протестовали именно против музейных грабежей.
Американские журналисты тоже потребовали защитить иракские памятники, но генерал Томми Френкс неуклюже блеснул перед ними солдатским юмором, напомнив журналистам о судьбе завоеванного греками Персеполя, который разграбили и сожгли.
По свидетельству очевидцев, эта шутка носила зловещий характер. А уже на следующий день в Багдаде загорелась Национальная библиотека – хранилище архивов арабского халифата, где находилось множество уникальных рукописей. Тушить ее было некому.
Не менее драматичной оказалась судьба знаменитого Вавилона, отреставрированного за время независимости Ирака.
«Когда американцы вошли в город, они первым делом разместили здесь свой лагерь. В музейных стенах. Здесь взлетали и садились огромные вертолеты, солдаты в качестве бесплатных сувениров выковыривали камни с печатью Навуходоносора… Когда нам разрешили вернуться в музей, перед нами был уже совсем не тот Вавилон, что раньше», – рассказывал журналистам хранитель музея Вавилона Мухсин Мухаммед, по словам которого, протестовавшего против грабежей сотрудника отправили в концлагерь Абу-Граиб.
«Военные базы неслучайно разворачивались именно в исторических местах. После вторжения на территорию Ирака американская армия начала заниматься несанкционированным изъятием и вывозом из страны тысяч предметов старины, что полностью противоречит международным конвенциям и соглашениям о сохранении исторических ценностей во время военного и оккупационного положения», – подтверждает его слова шеф-редактор иракской радиостанции «Аль-Марбед» Ахмед Меджит.
Тама массового расхищения иракских культурных ценностей вошла даже в поп-культуру, послужив сюжетом для песни британской инди-группы Chumbawamba – которая рассказывает, что империализм всегда обслуживает интерес глобального рынка:
In old Bagdhad they´re dursting off the antiques;
it's the fourteenth guernica we´ve had this week.
I got twenty-five dollars for a Persian vase.
Hold the critique. I think I´ll go large.
On ebay – from Babylon back to Babylon
Конечно, в этой варварской политике нет ничего нового. По сути, она продолжает давнюю традицию расхищения культурного наследия Третьего мира. Ведь экспозиции Лувра, Британского музея и Пергамского музея в Берлине комплектовались за счет присвоенных археологических ценностей, вывезенных из Междуречья и других регионов мира.
Посетив древние Сузы, мы увидели там своеобразный памятник этому грабежу – так называемую «Археологическую крепость», построенную французами для охраны уникальных артефактов, которые затем массово переправлялись в Париж. Причем, эта «колониальная археология» благополучно процветала в Иране вплоть до 1979 года, на радость богатым иностранным коллекционерам.
Американские вторжения всегда наносили огромный ущерб памятникам культуры. Во время вьетнамской войны разрушались буддистские храмы Лаоса и Камбоджи, а в ходе афганского конфликта американские инструктора закрывали глаза на преступления моджахедов, закрывавших музеи наряду с больницами и светскими школами.
После уничтожения буддистских каменных статуй в провинции Бамиан госдепартамент США ограничился ничего не значащими упреками, отказавшись послать Кабулу ноту протеста, как того требовали международные гуманитарные организации.
Во время сирийской войны Вашингтон не стал спасать захваченную фанатиками Пальмиру – несмотря на то, что Пентагон имел для этого военно-технические возможности. Потому что американцев больше интересовали нефтеносные поля в долине реки Евфрат.
А затем США демонстративно вышли из состава ЮНЕСКО – чтобы в принципе снять с себя формальную ответственность за гуманитарную катастрофу в местах «миротворческих операций».
Новая война на Ближнем Востоке наверняка повлечет за собой новую волну грабежей и разрушений, что может стать фатальным для многих иранских памятников.
Посмотрите на снимки нашего фоторепортажа – не исключено, что на музеи, сады и храмы однажды упадут бомбы, что уже не раз бывало в новой истории.
Это еще один важный повод противостоять развязыванию военного конфликта. Борьба за мир становится обязанностью каждого, кому дорого культурное наследие человечества.
Андрей Манчук
Фоторепортаж автора и Ильи Деревянко
Читайте по теме:
Андрей Манчук. Когда Иран был Украиной
Ирадж Наджафабади. Иранские заметки
Сергей Козловский. Спор о крымском золоте
Илья Деревянко. Когда сюда придет демократия
Артем Кирпиченок. Харьков: символизм вандализма
Фатима Абуидрис. Жемчужная революция
Андрей Манчук. Демузеизация всей страны
Ноам Хомский. Каковы намерения Ирана?
Андрей Манчук. «Ближний Восток. Близко ли война?»
Имануил Валлерстайн. Сирийский тупик
Фредерик Остен, Джемми Аллинсон. Когда шатается трон
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>