Демузеизация всей страны?Демузеизация всей страны?Демузеизация всей страны?
Політика

Демузеизация всей страны?

Андрій Манчук
Демузеизация всей страны?
Этот музей изначально задумывался в качестве витрины украинской археологии – а значит, и украинской истории в целом

05.12.2015

На днях в Киеве объявили забастовку работники Музея исторических драгоценностей Украины. Ученые и специалисты-музейщики собрались возле здания Министерства культуры, по традиции взяв с собой несколько автошин, а также плакаты с красноречивыми лозунгами: «Остановим вместе уничтожение музеев!», «Руки геть від МІКУ!», «Тут похована українська культура», «Незалежність музею історичних коштовностей України!», «Культура без Кириленка, музей – без Сосновської», «Ліквідація Мінкульту». Таким образом, они высказали протест против одобренного министерством решения, которое превращает музей в отдел Национального музея истории Украины, попутно сократив сразу пять из шести его штатных подразделений. Как сообщает радио «Свобода», «коллектив МИДУ и представители других музеев видят в изменении структуры предпосылки к ликвидации музея».

Безусловно, этот протест носит знаковый характер. Музей исторических драгоценностей можно без особых оговорок назвать самым известным и популярным историко-археологическим музеем Киева – а, пожалуй, и всей страны. Конечно, Украина богата музеями с по-своему уникальными археологическими коллекциями – однако десятки тысяч посетителей – среди которых немало совершенно равнодушных к исторической науке людей – стремятся именно сюда, где собраны предметы из золота и серебра и других металлов, инкрустированные драгоценными камнями и слоновой костью. Основной фонд музея насчитывает 56 тысяч экспонатов, которые охватывают практически весь период нашей истории – от эпохи бронзы до начала ХХ века. А его экспозиция удобно расположена в самом центреНационального Киево-Печерского историко-культурного заповедника – одного из самых посещаемых туристических объектов нашей страны – в старинном барочном здании, построенном архитектором Степаном Ковниром.

Вряд ли здесь хотя бы раз не побывал всякий из посещавших территорию Лавры туристов – а кроме того, музей включен в программу посещений иностранных политиков и знаменитостей первой величины. Визитной карточкой музея является золотая пектораль – женское нагрудное украшение весом в 1140 грамм, изготовленное греческими мастерами для скифской знати в IV веке до нашей эры, и обнаруженное в приднепровском кургане Толстая могила близ города Орджоникидзе. Этот археологический памятник традиционно принято относить к числу «национального достояния» Украины – вместе с выставленной тут же серебряной бражной чашей из Гаймановой могилы. Однако в музее хватает не менее уникальных предметов. Здесь находитсясамая большая в мире коллекция киммерийских, скифских, сарматских украшений из других причерноморских курганов, сребреники Владимира, киевские гривни и колты, древнерусская диадема из Сахновского городища, изделия арабских, тюркских, византийских и европейских мастеров, богатая церковная утварь разных эпох, оклады для книг и икон, оружие и монеты.

По существу, этот музей изначально задумывался в качестве витрины украинской археологии – а значит, и украинской истории в целом. Материалы для его коллекций предоставили из своих фондов Институт археологии НАН Украины, а также 24 ведущих музея, включая Киевский исторический музей, Художественный музей, Всеукраинский музей еврейской культуры. А произошло это в далеком 1969 году, согласно решению республиканского партийного руководства УССР. То есть, иронизируя, можно сказать, что попытки ликвидировать созданный «при коммунистах» Музей исторических драгоценностей Украины вполне вписывается в логику политики декоммунизации путем борьбы с исторически-культурными памятниками советской эпохи, известным энтузиастом которой является министр культуры Вячеслав Кириленко. И неудивительно, что на акцию работников МИДУ пришли представители других киевских музеевразного профиля. Они руководствовались не только логикой цеховой солидарности – просто если угроза сокращений нависла над этим всемирно известным музеем, несложно понять, какая судьба ждет менее знаковые учреждения подобного профиля, которые сталкиваются сейчас с такими же, но еще более сложными проблемами.

«Для чего ликвидировать структуру, которая на продолжении пятидесяти лет успешно сохраняла, изучала и экспонировала в международном масштабе украинское золото и драгоценности? Значит, очевидно, может быть, это золото кому-то понадобилось» –сказал в интервью журналистам «Свободы» участник забастовки Юрий Олийнык. Конечно, проблема расхищения различных музейных запасников многие годы остро стоит в постсоветской Украине, где один из бывших президентов (кум нынешнего министра культуры) ввел моду публично демонстрироватьсогражданам древности неизвестного происхождения, а миллиардеры соревновались друг с другом в собирательстве добытых «черными археологами» или нелегально купленных артефактов.А сейчас обеспечивать охрану музейных фондов гораздо сложнее – ведь любая война современности, будь то конфликт в Сирии или Ираке, ведет к масштабному расхищению археологических памятников – и пока трудно даже представить, какой ущерб это может со временем принести нашей стране. Однако,экспонаты Музея исторических драгоценностей слишком значимы и хорошо охраняются, а пектораль вместе с другими, наиболее известными сокровищами из Ковнирского корпуса все равно нужно будет выставлять на обозрение общественности.

Судя по мнению других участников акции, переформатирование музея в отдел имеет своей целью проведение «политики экономии», которую активно проводит сейчас Кабинет министров Украины – включая сокращение его подразделений и их сотрудников. Поэтому когда заместитель министра культуры Игорь Лиховой заявил участникам акции, что лишение статуса музея не повлечет за собой ничего существенного, его сразу же перебили криками «Ганьба!». Ведь совсем недавно представители Всеукраинского профсоюза работников бюджетной сферы заявили о том, что Кабмин рассылает письма с указанием сократить с целью бюджетной экономии 3% служащих – включая работников культурной сферы. Хотя на открытии пафосных и китчевых национал-патриотических экспозиций, которые, как грибы после дождя, появляются сейчас по всей стране, никто при этом не экономит.

Кроме того, речь может идти о попытке получить контроль над средствами, выделенными на функционирование «золотого» музея. «Украинские музеи накрыла волна кадровых скандалов. Вице-премьер-министр, министр культуры Вячеслав Кириленко и его первый зам Игорь Лиховой через своих людей пытаются прибрать к рукам все наиболее лакомые объекты подконтрольной им сферы. В госбюджете-2015 на финансирование музеев и заповедников предусмотрено около 300 млн. грн. То, как будут поделены эти миллионы, во многом зависит от менеджеров культурных учреждений… Последней каплей, переполнившей чашу терпения музейного сообщества, стало назначение руководителем Национального музея истории Украины Татьяны Сосновской – бывшего директора Музея­-квартиры Павла Тычины. По слухам, за нее замолвил словечко все тот же Игорь Лиховой. Музейщики возмутились: то, что Сосновская успешно управляла небольшим мемориальным музеем, вовсе не означает, что ей будет под силу руководить крупным историческим учреждением с богатой коллекцией», – написало весной издание «Деловая столица».

И нужно отметить – именно Татьяна Сосновская обратилась в Минкульт с предложением сделать Музей исторических драгоценностей отделом того самого НМИУ, который она недавно возглавила.

В этой истории, словно на витрине, видно, что происходит с культурой в нашей стране, которая избрала своей идеологией борьбу с «неправильными» историко-культурными памятниками. Вслед за этим Украина может лишиться и многих открытых в тоталитарные времена музеев, на которых активно греют свои никогда не кравшие руки наши патриотические политики. Обращаясь в их адрес, один из участников пикета напомнил, что выставленная в музее пектораль очень напоминает по форме автомобильную шину.

Андрей Манчук

Читайте по теме:

Сергей КозловскийСпор о крымском золоте

Назар Шешуряк, Андрiй Сiгунцов«Зiгафолк» i сором дивитись у дзеркало

Андрій Мовчан. Жовто-синя стрічка для солдата-пішака

Андрей Украинский, Анатолий СлободянюкАфтепати майдана

Станіслав Сілантьєв«Цензура, як бачите, нікуди не зникала»

Андрій МовчанВиставка расового мистецтва

Артем КирпиченокХарьков: символизм вандализма


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал