Харьков: символизм вандализмаХарьков: символизм вандализма
Харьков: символизм вандализма

Харьков: символизм вандализма


Артем Кирпиченок
Ленин понимал политическое значение символов, даже в казалось бы несущественных для нас нюансах

30.09.2014

Опыт истории Европы и бывшего СССР показывает - то, что случилось с памятником Ленина в Харькове, не просто акт черносотенного вандализма, но вполне осмысленный политический акт.

В 1928 году рабочие керамической фабрики чешского города Подборожны собрали средства на установку памятника Ленину. Ильич был изображен в виде кормчего, ведущего корабль революции сквозь бушующий океан.

«Несознательные» рабочие видимо не знали, что устанавливать памятники вождю мирового пролетариата в буржуазной Чехословакии «преждевременно» и «неуместно». Зато местная полиция заговорила об «опасности» статуи и предприняла несколько попыток его сноса. Когда Третий Рейх оккупировал Чехословакию,  памятник Ленину был спрятан в доме немецкого рабочего Карла Мюллера, который сохранил его до конца войны.

В 1925 году на заводе «Красный выборжец» был отлит памятник Ленину по проекту скульптора Козлова. После окончания работ литейщики сделали несколько уменьшенных копий памятника для себя.  Одна из них досталась Михаилу Усову. В военное время он оказался в оккупации, и однажды статуэтка Ленина попалась на глаза двум немецким солдатам. Один из них схватил бронзовую фигурку, но его товарищ перехватил руку сослуживца, и поставил статуэтку на место со словами «Ленин – гут».

После оккупации Пушкина нацисты вывезли стоявший там памятник Ленину в Эйслебен на переплавку. Но рабочие местного металлургического завода, заявили начальству, что температура в их печах недостаточна для переплавки такой бронзы. Скульптура была сохранена до конца войны и затем украсила центральную площадь Эйслебена. А в  Пушкине и по сей день стоит памятник Эрнесту Тельману – дар немецких рабочих.

Почему же монументы Ленину имели такое значение для чехословацких, немецких  и русских рабочих? Почему они имеют такое значение для политической поветстки в современной Украине?

Еще в 1918 году, в беседе с наркомом просвещения Луначарским, Ленин упомянул сюжет из «Города солнца» Компанеллы, где говорится о том, что стены домов  Утопии будут украшены фресками, «которые служат  для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство – словом, учувствуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно, и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же… Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой».

Ленин знал, что он делал, ибо понимал политическое  значение символов, даже в казалось бы несущественных для нас нюансах. Мемуаристы сохранили эпизод, когда во время собрания активистов было предложено исполнить «Марсельезу». На это Ильич поморщился и сказал: «Нет, давайте лучше споем Интернационал…». Казалось бы, два революционных гимна,  но в тот исторический момент для Ленина была важнее песня восставшего пролетариата, гегемона творимой им революции.

Обратимся к ведущему российскому историку Борису Колоницкому, посвятившему целую монографию символам Русской революции. По его словам «Символы – это неотъемлемая часть формирования, фиксации и воспроизведения идентичности любой политической общности». Они выполняют самые разнообразные функции.

Символы являются средством политической идентификации, своего рода маркером «свой-чужой». Когда мы видим красный флаг с серпом и молотом, мы понимаем, что его поднимают друзья, а под знаменем со свастикой как правило, выступают враги.

Развивая эту тему, заметим, что символы способствуют развитию группового политического самосознания, ибо как пишет Колоницкий: «Люди интегрируются в крупные политические или социальные образования «опосредованно»,  через идентификацию с символами».

В символы, зачастую заложены политические общения. Так крест говорит о том, что та или иная организация будет придерживаться христианских принципов,  а серп и молот обращаются к пролетариату и крестьянству.  Символы – это прекрасный передатчик информации, апеллирующий не только к разуму, но и к эмоциям.

Смена символов указывает и подтверждает факт политических изменений. Спуск флага, переименования улиц, низвержение памятников издавна свидетельствовали о происходящем государственном перевороте и радикальных переменах.

Наглядную иллюстрацию этих тезисов мы видели на примере бывшего Советского Союза. Памятники Ленину, как и монументы, посвященные борьбе с фашизмом, были важнейшей частью советской политической идентичности. Их присутствие от Шпицбергена  до Кушки как бы говорило – «вы находитесь на советской территории».

Кроме этого, памятники подчеркивали роль сыгранную Лениным в истории страны. Даже сегодня, самые малообразованные люди, благодаря памятникам вождю, понимают, что речь идет о крупнейшей личности, задавшей вектор развития России, Украины и других республик. Монументы революционерам, героям войны с фашизмом также служили примером для подражания, и указывали молодежи, на кого следует равняться.

Памятники Ленину были центрами консолидации коммунистических сил. В этом плане их значение сильно возросло после реставрации капитализма, когда под сенью монументов вождю пролетариату стали собираться все недовольные новым режимом – причем не, только коммунисты. Если раньше памятники Ленину демонстрировали присутствие советской власти, то теперь они стали местом сбора оппозиции, как это случилось и в Харькове.       

Надо сказать, что подобная практика формирования культурно-политического пространства, существует и во многих других странах. Правда, для этого чаще используются не памятники, а другие выразительные средства. 

Американец с рождения и до смерти видит перед своими глазами звездно-полосатый флаг, которому он присягает в школе и который может быть напечатан даже на домашних трусах. С той же целью  используется и  топонимика, когда все важнейшие улицы и площади названы в честь национальных героев и  исторических событий.  В Венгрии в любой деревне есть улицы Петефи и Кошута, а в Израиле нет населенного пункта без неизбежного как смерть проспекта Бен-Гуриона, улицы Жаботинского и 1-го сионистского тупика.  Наконец, мы можем наблюдать и современную Украину, где новая правая киевская власть метит свои владения желто-синей краской, расползающейся по стране как красная трава уэллсовских марсиан.

Вышеизложенные тезисы прекрасно осознают наши враги. Из года в год неолиберльные политики и журналисты заклинают – «пока не будет снесен последний памятник Ленину в нашей стране, Россия не будет «цивилизованной» страной».  У многих эти филиппики вызывают смех – взрослые, циничные,  образованные, люди, а предписывают монументам Ильича чуть ли не мистическую силу.  Но эти господа  знают, что они хотят и осознают, что пока Ленин является частью коллективной идентичности на постсоветском пространстве, им не видать абсолютной идейной гегемонии. 

«Само по себе разрушение памятников не является трагедией», написал в связи с харьковскими событиям один левый сайт. Разумеется, нет. Это всего лишь поражение.  Такое же поражение, как разгром толпой скинхедствующих фанатов левых офисов или клубов, избиение активистов, ликвидация сквотов, надругательство над захоронениями рабочих и партизан. Как и революционные партии, кооперативы, коммуны, советская монументальная скульптура – это не прошлое, а островки будущего в настоящем. И поэтому наши враги так хотят их уничтожить,  заменить их своими  символами – будь то статуи Степана Бандеры или мраморный «Форд Фокус», установленный на месте ленинского броневика в 1994 году.

Защита монументов Ленина, это оборона нашей территории, нашего культурно-исторического пространства.  И сейчас мы должны сплотиться вокруг них подобно тому, как свободные жители городов Италии становились стеной вокруг священных повозок – «кароччио», дабы отбивать атаки имперских рыцарей-феодалов. 

Артем Кирпиченок

Читайте по теме: 

Шречко ХорватПризрак Ленина

Микола СкрипникЛенін про Україну

Андрей МанчукЛенин в Эквадоре

Юлія Малькіна. Лист до леніноборців

Славой ЖижекЛенин застрелен на Финляндском вокзале

Жан Жорес«Нас клеймили, называя плохими французами»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал