В те времена, когда Америка была страной широких возможностей, где можно добиться почти всего – при помощи Божьего слова, подкрепленного револьвером – появился человек по имени Джон Браун, который боролся за освобождение чернокожих рабов. Собрав дюжину молодцов, он захватил федеральный арсенал в Харперс-Ферри – но ни белые, ни черные американцы не поддержали это отчаянное восстание. Здание где укрылись бунтари было взято штурмом морской пехотой, а мятежник Джон Браун повешен в Чарлз-Тауне 2 декабря 1859 года.
Впервые я прочитал о Джоне Брауне в советской Детской энциклопедии, а сейчас в США вышел сериал «Птица доброго господа», посвященный последним годам легендарного аболициониста. Надо сказать, что это исключительно удачная картина. В ней присутствует веселый юмор, порой напоминающий о лучших творениях группы «Монти Пайтон», и есть моменты, полные трагизма – вроде казни предводительницы черных заговорщиков, пытавшихся бежать от своих хозяев. Реалии США середины XIX века показаны в сериале достаточно объективно. Рабы не всегда стремятся к свободе, позиция сочувствующих им северян нередко исполнена лицемерия, а сторонники рабства скорее изображены отягощенной предрассудками деревенщиной, чем полностью законченными злодеями.
Но все же, создатели фильма четко дают понять, на чей стороне добро, а на чьей – зло, демонстрируя преступный характер расизма и рабства. Суды Линча, жестокие пытки невольников, насилие над женщинами, торговля детьми – все это служит хорошей прививкой от фантомной ностальгии по «старому доброму Югу», которую испытывают наивные постсоветские консерваторы. Они не понимают, что джентльмены из современных транснациональных корпораций перенесли «старую добрую» систему эксплуатации на весь мир, изменив механизмы принуждения и контроля – чтобы новые рабы сами с удовольствием носили на себе свои цепи.
Джон Браун, роль которого талантливо сыграл Итан Хоук, также сочетает в себе трагичные и комические черты. Подчас он выглядит обыкновенным безумцем – и для этого есть серьезные исторические причины. Идеология Брауна – это идеология протестантских революционеров XVII века, потомком которых он, собственно, и являлся. В какой-то степени наш герой «опоздал на свою революцию», потому что он органично смотрелся бы в армиях Томаса Мюнцера, Яна Матиса, гёзов или гуситов. Однако, с другой стороны, эгалитарные идеи Джона Брауна, свято верившего в равенство людей – независимо от веры, пола и цвета кожи – намного опережали свою эпоху. Достаточно сказать, что он планировал обобществление имущества граждан, требуя лишить зарплаты министров и конгрессменов. Именно эта особенность – сочетание христианского фундаментализма из прошлого и пророческого прозрения будущего – создают эмансипативный эффект «безумия Джона Брауна».
Главный герой фильма живет по заветам Библии и без колебаний льет кровь рабовладельцев- «язычников». Однако он выглядит куда более привлекательным персонажем, чем умеренный либерал Фредерик Дуглас – мастер красивых речей для провинциальных дам. А в финале фильма создатели приводят нас к выводу о неизбежности конфликта, к которому призывал Браун. Он была полностью прав: рабовладельческая Америка тяжело больна и лечение реформами ее уже не спасет. Этой стране требовалась болезненная операция в виде революционной войны против рабства. И то, что делал Джон Браун, было направлено не только во благо чернокожих, но и во благо белых – ради освобождения всей Америки.
Разумеется за рамками сериала остались многие интересные эпизоды. Так, Джон Браун был первым американцем, которого казнили за государственную измену – причем, в борьбе с мятежником принимали участие видные будущие полководцы конфедератов, тогда еще носившие синюю форму – Роберт Ли, Джеб Стюарт и Томас Джексон «Каменная стена». В этой «антитеррористической операции» участвовал и убийца президента Линкольна актер Джон Бут. Но потом началась война, и песня о казненном проповеднике стала боевым гимном, который пели войска Шермана и Шеридана, разгромившие рабовладельческую элиту южан.
Великий французский писатель Виктор Гюго написал в защиту Джона Брауна обращение, и до начала Гражданской войны в США легендарный мятежник безусловно являлся самым известным американцем своего времени. «По моему мнению, самые величайшие события в мире в настоящее время – это, с одной стороны, американское движение рабов, начавшееся со смерти Брауна, и, с другой стороны, – движение рабов в России» – писал о наследии этого восстания Карл Маркс.
В глазах прогрессивных американцев Джон Браун и сейчас остается одним из величайших героев – однако для консерваторов это злодей, сравнимый с «кровавым убийцей Че Геварой». Именно таким показывает Брауна знаменитый вестерн «Дорога на Санта-Фе», снятый восемьдесят лет назад – в 1940 году, когда на территории США еще открыто действовали симпатики германских нацистов, а линчевание чернокожих по-прежнему являлось для Юга привычной нормой.
С тех пор в Америке начали снимать другое кино, но она снова находится в глубоком кризисе. «Страна разделилась надвое» – прямо намекают на это создатели сериала. Архаичная политическая структура США, основанная на олигархической и рабовладельческой конституции XVIII века, противоречит высочайшему уровню развития американской науки, промышленности и современной культуры. Политическая власть сосредоточена в руках у прослойки геронтократов, обслуживающей интересы международных финансовых организаций и ТНК. Все это совершеннно не похоже на идиллическую картину Обетованной Земли, которую построили в своем воображении постсоветские либералы. Хотя эти иллюзии выглядят куда более нелепо, чем милленаристские фантазии проповедников Дикого Запада.
У миллионов американцев нет медицинской страховки, а государство тратит миллиарды на содержание самой мощной в истории армии, сооружая повсюду ее военные базы. Рабочие «Амазона» трудятся в памперсах под надзором роботов, мигрантов заключают в легализованные концлагеря, студенты оказываются после учебы в банковской кабале, нищие ковидные больные умирают прямо на улицах – пока американские стратегические бомбардировщики и конвертопланы пролетают над городами превратившейся в протекторат Украины, как птицы очень недоброго божества. Большинство современных граждан США вряд ли могут назвать себя свободными людьми – как и чернокожие американцы XIX века. И среди участников антирасистских протестов 2020 года выделялись многочисленные белые американцы, ощутившие себя в шкуре «черных».
Америка больна – и чтобы спасти ее снова нужны не салонные сладкоголосые либералы, а революционеры, чьи красные знамена будут казаться обывателю анахронизмом а речи про социализм – чистым безумием. Америке требуются Джоны Брауны, которые кровью смоют имперские преступления, освободив народ США и все народы планеты.
Тело Джона Брауна лежит в земле сырой,
Но дух его зовет нас в бой!
Артем Кирпиченок
Читайте по теме:
Артем Кирпиченок. Юбилей Реформации
Славой Жижек. Лишь горящая церковь светит
Юлий Дубовик. «Нечем дышать». Почему восстали американцы
Андрей Манчук. Нотр-Дам: конец прекрасной эпохи
Артем Кирпиченок. «Красные попы». Утраченный шанс РПЦ
Рустем Сафронов. Почему нас волнует кампания Black Lives Matter?
Юлий Дубовик. США: концлагеря для мигрантов
Андрей Манчук. Долгая дорога к храму
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>