Поразительное единодушие кандидатов в мэры Москвы – и нынешнего и. о. Собянина, и рьяного оппозиционера Навального, и «коммуниста» Мельникова, и всех-всех-всех, – в отношении к мигрантам из Средней Азии, всколыхнуло российское политическое пространство. Однако, в левой среде звучат не только голоса, осуждающие откровенно националистический уклон мейнстримных политиков, но и (вольно или невольно) одобрительные реплики.
Примером этого уклона во внезапно актуализировавшейся дискуссии о национальном вопросе явилась статья «Чокнутый интернационализм», опубликованная на сайте rabkor.ru. В этом выдающемся тексте автор – левый и рабочий активист Сергей Копылов взывает к совести страшно далеких от народа социалистов. В первых же строках автор приводит убойный аргумент, рассказывая о своем знакомом рабочем, который жалуется на негодных и начисто лишенных классового сознания мигрантов-штрейкбрехеров и критикует витающих в облаках леваков: «я бы проголосовал за вас, но вы чокнулись со своим интернационализмом».
Конечно, мне даже как-то неловко объяснять абсурдность этого аргумента. Неловко в который раз ссылаться на исследования социологов, где черным по белому написано, что основная масса мигрантов желает интегрироваться в российское общество. Неловко повторять азбучную истину о том, что на каждый случай вольного или невольного штрейкбрехерства беспомощных мигрантов найдется контрпример солидарности рабочих разных национальностей (от IWW до питерского «Новопрофа»). Неловко оправдываться, объясняя, что пока среднеазиатские республики падают в экономическую пропасть, а в России процветает нефтегазовый капитализм, миграция (и прежде всего нелегальная) все равно никуда не денется. Не хочется напоминать о несостоятельности правых мифов, которые рассказывают нам о «демпинге на рынке труда» и «отнятых рабочих местах», или аппелировать к левой традиции, цитируя классические пассажи из Маркса с Лениным. И уж вообще неприличным было бы перечислять собственных знакомых (от продавца беляшей до начальника IT-департамента) с «неправильными» фамилиями и формами черепа, которые солидарны с рабочими-россиянами – чтобы окончательно придавить этим аргументом шаткий дискурс антимигрантской истерии.
Но шарманка о мигрантах-штрейкбрехерах, и иже с ними. все играет и играет в окололевой среде – причем, уже не первый год. Ее с завидной регулярностью заводили нацболы, ее заводили во время «болотных протестов» вожаки питерского «Левого Фронта» (к счастью, с позором из него исключенные), ее заводила приснопамятная «Вольница» – а вот теперь ее заводят «рабочие активисты» с Рабкора. Симпатизанты этой позиции находятся и в других организациях и тенденциях, что формирует некий реакционный консенсус. Причина этого, разумеется, не в проблеме демпинга (которая, повторюсь, во общем случае высосана из пальца) или этнической преступности. И, конечно, не в том, что реальные рабочие спать не могут, как волнуются из-за потенциального штрейкбрехерства мигрантов. Причина этого лежит даже не в слепой приверженности максимам a la «рабочие всегда правы» и «рабочие не поймут», которая-де заставляет иных социалистов, коммунистов и анархистов выступать против чего угодно – от мигрантов до ЛГБТ.
Причины две. Первая – это роль, которую отечественная «несистемная оппозиция» (не только левая, но и либеральная) избрала себе не год и не два назад – роль политического флюгера, который вечно реагирует на вброшенные извне темы и почти никогда не предлагает никакой самостоятельной повестки.
Вторая же причина – и это гораздо прискорбнее, – состоит в том, что «вечно правый» рабочий – некий стереотипный, эталонный рабочий, которого ревнители возводят на пьедестал, – это жертва ложного сознания, о котором писали классики. Ровно того же ложного сознания, которое транслируют правые всех мастей – от кремлевских идеологов до стихийных либертарианцев. Ровно того же ложного сознания, которым переполнены наши реакционные «левые». Ретивые борцы за автохтонный пролетариат оказываются не слишком-то отличными от своих заклятых врагов из либерального лагеря. Ведь так ли велика разница между потаканиям предрассудкам обобщенного «правильного рабочего» и PR-ухищрениями буржуазных политиканов? Разве разговоры о «реализме» и необходимости «работы с таким рабочим классом, какой есть», которые идут сейчас в левацком изводе, отличаются от неолиберальных мантр о тому, что человеческую природу не переделать? Разве ностальгия по распавшемуся СССР или махновскому Гуляй-Полю так сильно отличается от нацдемовских плачей о загубленной Российской Империи или власовцах?
Несмотря на декларируемую верность революционной традиции, ревнителям тру-рабочизма всех мастей оказываются чужды и диалектические выкладки Маркса, и отточеные афоризмы Ленина, и визионерство Бакунина, и естествоиспытательский оптимизм Кропоткина. Ведь все теоретические построения седых классиков (не говоря уже о мыслителях и практиках посовременнее) слишком зациклены на проекте будущего человека, преодолевающего узы буржуазного сознания. И слишком мало связаны с поднятым на щит образом «эталонного рабочего», доверху набитого набором самых дремучих буржуазных предрассудков.
Когда я только садился за этот текст, велик был соблазн начать оправдать мигрантов. Но потом я понял – нет, идите к черту. Мигранты такие, какие они есть. Да, чаще неквалифицированные и незнакомые с «нашими исконными традициями», но в целом ровно такие же, как мы – пассивные и остро чувствующие несправедливость, идущие на контакт и замкнутые в узком кругу «своих», озлобленные и кроткие, аки агнцы. Их нечего винить, оправдывать или идеализировать. Они просто есть, они – часть наличной социальной реальности, с которой сталкивается левый активист. Точно такая же часть социальной реальности, как «настоящие рабочие» или интеллигенция. Ведь мигранты тоже являются этими «настоящими рабочими» – в не меньшей степени, чем рабочие с российским паспортом.
Проблема не в мигрантах, а в тех, кто видит в них проблему, а не часть нашей жизни. Потому что пока они, бравые борцы за аборигенный рабочий класс, не заглянут за горизонт собственных предрассудков и сиюминутных целей, говорить о каком-то будущем для левых идей на российской почве нельзя.
Георгий Комаров
Читайте по теме:
Аннели Бунтенбах. «Часто это граничит с работорговлей»
Дмитрий Колесник. Грани заробитчанства
Яна Завацкая. «Быдлонаселение»
Падрино Фахми. Мой путь в Европу
Андрей Манчук. Бараки «Олимпийского»
Эмманюэль Террэй. Миграция: «почему они уезжают?»
Виталий Махинько. «Я сам видел, как на людей падали кирпичи»
Георгий Эрман. «Четвертая волна» украинской миграции
Илья Матвеев. Прописка и капитализм
Артем Кирпиченок. Вечный гастарбайтер
Михаил Резник. День Гнева
Іван Франко. Емігранти
Андрей Манчук. Нечего терять. Протесты «евростроителей»
Дмитрий Колесник. Strawberry fields для «Middle class»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>