Лежит печать несбывшихся надежд
На эмигрантах.
Иван Франко
Закрытый клуб, «сокращенная» больница, фундамент школы, разобранной на стройматериалы. Все население – те, кому за семьдесят, и те, кому до пятнадцати. Ну, плюс еще пара-тройка мордатых чиновников, подозрительно косящихся на всех приезжих. Все это – типичная реальность многих украинских сел и городков. Заколоченные двери-окна хат и торчащие из ржавых почтовых ящиков предвыборные рекламки кандидатов.
«Все ушли на фронт… трудовой фронт – Москву строят», – может пошутить какой-нибудь дедушка-ветеран, добавив при этом, – «И я бы ушел. Да здоровье не позволяет». За двадцать лет только лишь внешняя иммиграция – за пределы Украины – вытолкнула за границу около 7 миллионов человек, представителей наиболее активной и трудоспособной категории населения страны. Целые области страны живут преимущественно за счет денежных переводов.
Наши соотечественники батрачат на полях финской клубники, на апельсиновых плантациях Испании и на московских стройках, в итальянских ресторанах и в турецких борделях. Массовую трудовую миграцию украинские власти всегда старались не афишировать – ведь она сама по себе является обвинительным приговором политике деиндустриализации и неолиберальных реформ. Люди уезжают оттуда, где развалились колхозы и закрыты заводы; уезжают туда, где их не ждет никто, кроме… тех, кто паразитирует на гастарбайтерах: полиция, таможня, конторы по найму, бесчисленные чиновники и, конечно же, банки.
Нелегальность всех без исключения рабочих была бы идеалом, «сладким сном» работодателя. Отсутствие трудовых соглашений, юридической защиты, обязательных норм, расценок и правил техники безопасности – это ли не «рай» для бизнесмена? Как-то под Уманью во время строительства автобана Киев-Одесса, мне довелось пообщаться с турецкими рабочими, укатывавшими асфальт. Пожилой работяга из Измира нервничал: заплатят ли им всю обещанную сумму? Затем он удрученно сказал: «а ведь и ваши украинцы сейчас строят у нас такую же дорогу – как раз возле моего дома».
Я был уверен, что эти работающие в Турции украинцы тоже переживают – достанутся ли им заработанные деньги? Ведь обман иностранных рабочих стал нормой трудовых отношений. Одним из последних получивших огласку фактов стало «кидалово» украинских рабочих-контрактников в Ираке, которые вот уже девять месяцев сидят без зарплаты, без еды, света и воды. Хотя эти люди строили фешенебельные виллы и гостиницы для саммита Лиги арабских государств.
Это вполне типичный случай обмана – варьируются лишь места работы гастарбайтеров. По сути же, мы имеем дело с извечным стремлением работодателя к минимизации издержек – к использованию бесплатного рабского труда, как наиболее соответствующего его интересам. Этому активно содействуют правые популисты, требующие принятия антиммигрантских законов – ведь чем выше криминальная ответственность, тем жестче эксплуатация бесправных иммигрантов. Достаточно лишь послушать разговоры работяг в украинских поездах, где половина пассажиров – это трудовые мигранты (как внутренние, так и внешние). Почти всегда они сводятся к негативному опыту: «не заплатили», «избили», «отобрали», «конфисковали».
Кочевники поневоле, стремящиеся к оседлости, определенности и бытовому комфорту - они вынуждены колесить по стройкам и плантациям – от Сибири до Португалии. Люди, которые формально отсутствуют в стране пребывания, словно невидимые джинны создают всю инфраструктуру городов, возводят элитные жилые комплексы, выгребают мусор и попутно творят собственную культуру – наследницу иммигрантской украинской культуры конца 19-го века. Традиционные образы родной природы сменяются в их песнях вокзалами и поездами, названиями иностранных городов и площадей, словами и терминами, заимствованными из итальянского, испанского, английского, греческого и немецкого.
Этим людям, их культуре, условиям их жизни и труда посвящена работа Андрея Манчука «Грани миграции», которая вышла на днях в Свободном Марксистском издательстве. Эта книга раскрывает проблему миграции от общего к частному, от анализа вопроса к реальным случаям. В ней прослеживается долгий путь украинского гастарбайтера: невостребованного на родине и сгорающего в бытовках московских строек, задыхающегося в багажниках автомобилей, тоскующего по детям, растущим дома без родителей.
Описывая судьбу трудовых иммигрантов нашего времени нельзя не провести параллели с массовой миграцией из западной Украины, происходившей более века назад. Поэтому «Грани миграции» дополнены авторским русским переводом стихов Ивана Франко – о тех, кто осваивал в свое время просторы Канады и Латинской Америки.
Но современные «кризисные» волны гастарбайтеров имеют свою специфику. И «Грани миграции» освещают некоторые аспекты такого сложного и массового явления как заробитчанство. Как повлиял на поток мигрантов из Украины экономический кризис? Как наживаются на денежных переводах гастарбайтеров банковские системы – и в частности «Вестерн Юнион»? В каких условиях работают строители на элитных московских стройках? Какие песни поют украинские гастарбайтеры? Какие настроения бытуют сей час в их среде? Андрей Манчук попытался ответить на эти вопросы: как на основании социологических исследований и статистических данных, так и на основе личного опыта общения с теми, кто создает сейчас сверхприбыль работодателям – но может стать не только объектом эксплуатации, но и субъектом социально-экономических изменений.
«В этой борьбе с капиталом украинские рабочие принимают, в целом, очень оживленное участие. Если в их местностях организованы заводские ячейки профсоюзов, и они могут в них вступать – то вступают туда массово», – цитирует автор слова социалиста Юлиана Бачинского, сказанные сто лет назад. – «И даже те, кто из равнодушия не принадлежит к союзам, в критический момент, во время стачки, и они стают в один ряд с остальными рабочими. Штрейкбрехеров среди них очень мало».
Дмитрий Колесник
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>