Посмотрела вчера новый выпуск цикла передач Милова про девяностые годы: «Ошибки и реформы девяностых».
Для тех, кто не знал – перед этим у него вышел цикл передач про распад СССР. Завершился он месяц назад, выпуском под названием «Ельцин. Тот, кто поставил точку». Как несложно догадаться, там говорилось о Ельцине, который наконец-то вывел народ из советского «концлагеря мечты» – название ещё одного выпуска из этого цикла.
В начале выпуска Владимир Милов обещает рассказать о том, почему же в девяностые людям жилось плохо, кто в этом виноват – и что не надо употреблять все эти штампы о «грабительских реформах». И далее, на протяжении часа, рассказывает о том, что в девяностые советская экономика не давала развиваться рыночной.
«Пора начинать развенчание мифов о «лихих девяностых», превратившихся в мощнейший инструмент политической пропаганды в современной России. Короткая историческая память и масштабная обработка общественного мнения привели к демонизации этого времени в массовом сознании. Прошлое десятилетие сегодня принято называть чуть ли не самым неудачным периодом в российской истории. все негативные тенденции, за которые в России принято ругать девяностые, стали продолжением экономического коллапса, начавшегося в восьмидесятые и вызревавшего в предыдущие десятилетия. К середине девяностых эти процессы, в целом, прекратились. Страна сбросила с себя бремя нерыночной системы хозяйствования, груз массового производства продукции, не пользовавшейся спросом. Как раз в то время стартовали основные позитивные тенденции» – пишет он об этом в одной из своих колонок.
Самый большой пассаж посвящен советской промышленности. Оказывается, именно советские заводы – точнее то, что большую часть из них не закрыли – мешали развиваться нормальной рыночной экономике. Абсолютно бесполезные предприятия, говорит Милов, сосали деньги, не давали развиваться рынку, их «красные директора» требовали государственной поддержки, а иностранный капитал не шёл в Россию из-за того, что на бизнес были слишком большие налоги.
Хорошо, в общем, что хотя бы бессмысленные угольные шахты в какой-то момент додумались закрывать. А если бы быстрее расправлялись с советским наследием, то к нам скорее бы пришёл иностранный капитал – как, например, в Польшу.
Всё время этого выпуска я вспоминала, как некоторые левые стараются стыдливо откреститься от советского опыта – а кто-то и вовсе говорит про допустимость декоммунизации. Они пытаются доказать, что нас интересует одно только будущее и строить мы будем совершенно новый социальный проект, не имеющий отношения к «ужасному совку».
Эти слова звучат одновременно с разговорами либералов – о том, что был ужасный совок, из-за которого мы не можем построить нормальный капитализм. А власти ругают девяностые – но посмотрите, мы покажем вам, как тогда было хорошо. Хотя проклятый совок кололся своими обломками, не давая строить и жить.
Но теперь же этих обломков нет? Правда, «дорогие мои котятки» – как обращается к своей аудитории Милов?
И всё это озвучивается на фоне совершенно других общественных настроений, когда большая часть населения страны мечтает не о снижении налогов на бизнес, не о либерализации цен, не о приходе иностранного капитала – а о социальной справедливости. И разрушение социального государства связывается в сознании людей именно с разрушением Союза. А надежды на его восстановление увязаны именно с надеждами на возвращение советской власти – в том или ином виде. В то время как Милов и компания называют надеющихся на это людей патерналистски настроенными идиотами, которые никак не вынут из своих голов мечту о «жесткой руке».
Так вот, мы часто ругаем левых блогеров – и, конечно, за дело. Но апелляция к советскому прошлому, рассказы о том, как разрушалась с приходом рынка советская промышленность, и какая социальная катастрофа следовала за этим процессом – все это, вероятно, не так уж и плохо. Поскольку с другой стороны баррикад не стесняются идеологически обрабатывать мозг тем, кто родился после миллениума, прививая им ложную память о девяностых.
И занимаются этим те, кто за минувшие тридцать лет навязал некоторым из нас ложную необходимость стыдиться своего советского прошлого.
Однако проблема в том, что, в отличие от левых, у них есть не только идеологическое объяснение своего исторического опыта, но и сегодняшняя реальная политическая практика – с помощью которой либералы пытаются оправдать задним числом свои девяностые.
Елизавета Смирнова
Читать по теме:
Андрей Манчук. Цой и музыка перемен
Георгий Комаров. Проживем без «Дождя»
Кирилл Васильев. Почему Навальный – не Мандела
Сергей Козловский. Снос ларьков и сила привычки
Сергей Вилков. За кого голосуют «вконтакте»?
Александр Нефедов. Пепел «Ассы»
Андрей Манчук. Come as you are
Артем Кирпиченок. Почему невозможен лево-либеральный альянс?
Фархад Измайлов. «Яблоко» и его программа
Андрей Манчук. Фото девяностых
Анна Брюс. Живой щит из скелетов в шкафу
Виктор Ядуха. Белоруссия перед лицом турбо-капитализма
Андрій Мовчан Акціонери
Дмитрий Райдер. Не тридцать седьмой
Александр Рыбин. Левые-провинциалы и левые-москвичи: в чем разница
Андрей Манчук. Человек с Майдана
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>