Вы же не хотите знать все эти нудные детали?Вы же не хотите знать все эти нудные детали?Вы же не хотите знать все эти нудные детали?
Культура

Вы же не хотите знать все эти нудные детали?

Маргарет Коллiнз
Вы же не хотите знать все эти нудные детали?
«Капитализму нужен капитал, поэтому все печатные издания и телеканалы активно агитировали рабочий класс нести свои небольшие сбережения – покупать акции и участвовать в сделках»

14.02.2014

«На х… клиентов. Вытяни деньги из кармана клиента и переложи себе в карман…. Никто ж вообще не знает: поднимутся акции или упадут в цене. Качнется цена или будет, бл..ь, ходить по какому-то кругу. Никто из фондовых брокеров этого не знает. Все это сплошное дерьмо. Мы же ни хрена не создаем. Мы ничего не строим. А если клиент вдруг захочет обналичить ценные бумаги – вот взять деньги и просто уйти с ними домой, что вы тогда делаете? А у вас тогда возникает очередная замечательная идея – вы предлагаете ему какое-нибудь другое дельце – другие акции, в которые он сможет инвестировать свои деньги. И он ведь так и сделает – всегда – каждый раз – потому что они, бл..ь, все уже просто наркоманы. И пока клиент думает, что он, типа, охренительно разбогател (при том, что деньги-то его – в ценных бумагах) – ты и я – брокеры – мы-то приносим домой реальные деньги – свои, бля..ь, комиссионные».

Именно такой совет получает брокер-новичок Джордан Белфорт (Леонардо Ди Каприо) в свой первый день работы в брокерской фирме Blue Chip от своего присевшего на кокаин босса Марка Ханна (Мэтью МакКоннохи). Затем, потеряв работу (после финансового кризиса на Уолл-стрит 1987-го), Белфорт решает стать брокером, занимающимся уже мелкими акциями компаний, у которых недостаточно средств даже на то, чтобы попасть в списки Нью-Йоркской фондовой биржи. Такие акции продаются по цене меньше доллара за штуку, однако комиссия брокера составляет целых 50% (в отличие от 1% комиссионных в Blue Chip). Эти акции в сущности ничего не стоят, однако когда Белфорт призывает представителей рабочего класса «начать с нуля» и заработать свой миллион – они на это покупаются. Как говорит Белфорт: «Я продавал мусор – мусору и быстро наживался».

Чего фильм не показывает, так это того, что не только Белфорт, а всё наше общество ловит на приманку наименее информированных и самых бедных людей, заставляя их поверить в сказки фондовой биржи. И в этом заключается фатальный изъян фильма «Волк с Уолл-стрит». Скорсезе пытается поразить зрителя различными сценками с кокаином, девочками по вызову, тусовками разных дегенеративных хамов из числа друзей Белфорта, «толкающих» мелкие акции, однако режиссер при этом забывает о контексте. Уже к концу 1980-х нельзя ведь было даже кусочек пиццы купить на Манхэттене, без того, чтобы не увидеть котировку акций на мониторе, прикрепленном к кассовому аппарату. И началось это после «Черного Понедельника» - краха 1987-го года. 

Это был крупнейший обвал биржи с момента краха 1929-го. Индекс Доу-Джонса упал на 22%. А капитализму ведь нужен капитал, поэтому печатные издания и телеканалы (все, как один) активно агитировали рабочий класс нести свои небольшие сбережения – покупать акции – участвовать в сделках. Кадры, изображающие стиль жизни «богатых и знаменитых», постоянно мелькают на заднем фоне – в телевизоре Белфорта, однако это даже не начало истории. Это не просто фон – это как раз передовая поп-культуры. Бесконечное повторение на протяжении 2 ч. 45 мин. фильма разного рода отвратительных и корыстных поступков Белфорта, конечно, несколько изматывает зрителя и со временем уже не производит должного эффекта.

Однако стоит отметить игру Джона Хилла – в роли «правой руки» Белфорта - Дэнни Азоффа. Джона Хилл, ставший настоящей звездой в комедиях Джадда Апатоу о своенравном подростке, похоже, задает тон всему фильму даже в большей степени, чем ДиКаприо. Заметно, что режиссер здесь упорно пытается воспроизвести ту же атмосферу, что и в фильме «Зверинец», что направляет его по неверному пути. Некоторым из ранее вышедших фильмов на ту же тему, типа «Бойлерная», «Американцы» (Glengarry Glen Ross) – гораздо лучше удается раскрыть всю подоплеку работы тех людей, которые стоят за такими мошенническими схемами, когда сначала искусственно раздувается интерес к некоторым ценным бумагам (скупленным заранее), чтобы затем продать их по завышенной цене неопытным инвесторам. Хотя сложно понять, каков был изначальный план Скорсезе. Оказывалось ли на него давление со стороны киностудии с требованием сделать фильм более привлекательным и для молодых зрителей? Или, может быть, он сам несколько неверно представляет себе то, о чем хотел рассказать?

Одно мы знаем наверняка – он прежде был великолепным режиссером, умевшим создавать целые миры вокруг людей, живших на грани мира рабочих и мира криминала. Улицы – и все те отнюдь не идеальные люди, которые их населяют – вот стихия Мартина Скорсезе, которую он изображал со всей обстоятельностью и акцентом на деталях, свойственным Бунюелю и Годару в их фильмах о европейской буржуазии. Мы можем смеяться над Джейком ЛаМоттой в «Бешеном быке». Мы можем считать его грубоватым и вульгарным, однако он всегда остается человеком. В «Волке с Уолл-стрит» заметны и ставшие уже известными штрихи мастера – здесь и удлиненные полу-импровизированные сцены с игрой слов, и великолепная натуралистичная игра актеров, однако в целом сценарий редко поднимается, выше уровня карикатуры.

Мартину Скорсезе уже за 70 лет, и он лет двадцать уже прожил в Голливуде в окружении людей из киноиндустрии. И хотя можно сохранить способность создавать замечательные произведения искусства и в пожилом возрасте, художник все-таки должен не утрачивать любознательность и желание рассказывать о реальных мужчинах и женщинах, из какого бы слоя общества они ни были. А, похоже, Скорсезе уже так не может. Великое искусство не обязательно должно быть анти-капиталистическим, однако нужно прожить где-нибудь на необитаемом острове, чтобы не знать о том, что вскоре – после всех этих афёр Белфорта – уже во всей мировой экономике стал наблюдаться огромный перекос из-за политики государственного дерегулирования и рискованной игры финансистов. Белфорт может сегодня притворно улыбаться, утверждая, что даже гораздо более крупные финансовые аферы, совершенные крупными брокерскими конторами и банками, если и привели к аресту нескольких человек, то ведь никого из них в итоге не посадили в тюрьму.

В конце концов, капиталистические политики не зря потратили время, прошедшее с «золотой поры» Белфорта (1980-х годов) – они переписали законы, постаравшись максимально «легализовать» самую бессовестную спекуляцию. И Белфорт неоднократно повторяет фразу: «Вы же не хотите знать все эти нудные детали». Однако Мартин Скорсезе в этом отношении ошибается. Теперь уже весь мир хочет знать детали – поэтому и фильм «Волк с Уолл-стрит» так раскритиковали многие серьезные кинокритики. В современном нам мире – в мире израненном Уолл-стрит – фильм кажется уже не столь актуальным.

Маргарет Коллинз

Socialist Alternative

Перевод Дмитрия Колесника

Читайте по теме:

Сергей Решетин. Что-то в воздухе

Бернардо БертолуччиСжатый кулак в Венеции

Славой ЖижекЕвропейский стиль

Билл МулленШик, блеск и Гэтсби

Жан-Поль СартрПисьмо об «Ивановом детстве»

Кен ЛоучВоссоздать дух сорок пятого

Ирина ЧеботниковаДругое лицо французской анимации

Андрей МанчукИнтервью со Светланой Басковой

Саймон ХаттенстоунСемь рюмок с Аки Каурисмяки

Александр ГусевDocudays UA. Дневник фестиваля

Лидия МихееваЧто смотреть восьмого марта

Алексей Цветков«Жизнь Пи» – атеизм невыносим?


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал