«Ты не жила в Донецке. Если сегодня не пойти в Донецк — Донецк придет сюда», — не так давно ответила моей знакомой одна не в меру озабоченная успехами АТО дама.
Высказывания, подобные этому, особенно круто смотрелись на фоне потрясающе шовинистических постов и твитов от почитателей ЦАХАЛа, причем не только из Израиля, а со всего мира, и в первую ногу — из стран постсоветского пространства. Сейчас, на фоне прекращения огня, поток высказываний в стиле «сдохните, чертовы арабы» несколько поутих, «но осадочек-то остался».
А вот уже из совсем свежего, по мотивам путинских контрсанкций. Ресторанный критик «ИД Коммерсант» Дарья Цивина, плохо скрывая панику, пишет, что санкции ударят «...не по «электорату» <...> по пятой колонне, по тем 14% несогласных россиян, ориентированных на европейские ценности». Ну и еще несколько выдержанных в той же стилистике строк про то, что без пармезана жизнь не мила, а гнусные «жители российской глубинки», которые «любят Лепса», этого никогда не поймут.
Чуть раньше подобную же истерию — только уже антимигрантскую — фото приуроченных к ураза-байраму массовых молитв, где традиционно особо отметился поизносившийся кумир российской оппозиционной общественности Навальный.
Такие разные поводы, такие одинаковые реакции.
Объединяет их не только стиль, но и социальная подоплека. Можно поздравить либеральных пророков из 90-х: в РФ и Украине действительно сложился «средний класс», а вернее консенсус средних слоев — прежде всего, мелких буржуа, управленцев, немалой доли активного студенчества и, разумеется, той страты, которую можно считать реинкарнацией ленинской «рабочей аристократии», т. е. тех наемных работников (преимущественно столичных), кто за счет относительно высокого уровня жизни может позволить себе роскошь статусного потребления и либеральных воззрений. Собственно, тот же консенсус, который стабильно поставляет относительно высокие проценты на выборах праволиберальным и правоконсервативным партиям в «цивилизованном мире». Очевидно, что в силу своего положения они кровно зависят от буржуазии и буржуазного порядка.
Разумеется, это не означает ни абсолютной детерминированности политических взглядов отдельных представителей этих групп, ни стопроцентного совпадения их чаяний и интересов бизнес-элит. Так, к примеру, если ура-патриотизм и донбассофобия киевской «интеллигенции» удачно наложились на позицию конфликтовавших с кругом Януковича «днепропетровских» и примкнувших к ним, то антипутинские сантименты российских «креаклов» ближе скорее интересам среднего бизнеса, чем в целом обласканного властью крупного.
Однако, даже такой «нелинейной» связи с лихвой хватает для ранжирования людей по социальной близости. Раз зависимость от буржуазии, принадлежность (пусть и мнимая) к «элите» буржуазного общества, оказывается столь жизненно важна, стоит ли удивляться, что все, кто выбивается из их уютного круга и вообще круга «успешных» / «цивилизованных»/ «прогрессивных» людей, сливаются для них в этакую враждебную биомассу? Биомассу «путинских анчоусов». Биомассу донецких «ватников». Биомассу прикарпатских «рагулей». Биомассу «понаехавших» африканских иудеев и арабских «террористов». Биомассу «вонючих» и никак «не интегрирующихся» (кто бы еще их интегрировал) мигрантов.
Все это не то, чтобы очень удивляет. Раньше удивляло, о чем наивный автор этих строк даже писал: и про мигрантов, и про странное понимание «европейскости», и вообще про стихийную правизну «образованных горожан». Сейчас — в особенности после АТО, — ничего, привык. В конце концов, нелюбовь к чужакам (не важно, «этническим», «социальным» или каким другим) — это норма жизни в классовом обществе. Тем паче, когда с «чужаками» ассоциируются действительно по всем статьям достаточно мерзкие структуры, как правительство Путина, руководство ДНР или Хамас. Удивляют двойные стандарты: «что не позволено Юпитеру — то позволено быку».
Возмущаться попыткам разгона майдана зимой, ругая репрессивные законы Януковича — и закрывать глаза на нынешний разгон майдана и репрессивные законы Яценюка. Протестовать против непрозрачных выборов — и забывать про манипуляции 1996-го года. Ратовать за демократию и свободу слова — и затыкать рты, иногда прямо угрожая расправой (как это случилось с членами «Боротьбы» и израильскими антивоенными активистами), осуждающим социальный расизм. Проявлять шовинизм, доходящий до открытой агрессии — и удивляться ответному шовинизму и ответной агрессии.
А почему, собственно говоря, вам можно, а другим нельзя? Вправе ли «прогрессивная общественность» осуждать приверженность изрядного процента населения РФ путинскому режиму, который бравирует антилиберализмом и создает хотя бы видимость стабильности? Недоверие немалой части «схидняков» к киевским властям и вообще идее Украины как единой страны? Милитаризм и озлобленность палестинцев, фактически живущих под прицелом? И, главное, почему во всем этом виноват кто угодно, но не ваши любимцы, будь то российские либералы, израильская военщина или инициировавшие АТО киевские власти — хотя в том, что все это имеет место быть, найдется изрядная доля вашего молчаливого согласия, а то и активного участия?
Не вы ли, дорогие поборники «свободной России», призывали «раздавить красную гадину» и рукоплескали людоедским реформам ельцинских правительств, единственным следствием которых только и мог быть путинский режим? Не вы ли, ратуя за свободный рынок, проложили дорогу обнищанию регионов и неконтролируемому ввозу рабочей силы из нищей Средней Азии?
Не вы ли, дорогие украинские «европейцы», голосуя за все новых буржуазных и национально-озабоченных президентов, превратили некогда авангард советской промышленности — Донбасс, — в депрессивный регион?
Не вы ли, дорогие израильские патриоты, руками правых правительств взрастили «Хамас», пытаясь лишить влияния далеко не идеальную, но все-таки светскую, левоцентристскую партию «Фатх»? Не вы ли так радовались блокаде палестинских территорий, закономерно усиливавших обнищание и ненависть к Израилю его арабских соседей?
Теперь вы жалуетесь на творения своих же рук, на продукты собственных праволиберальных фантазмов, и не просто жалуетесь, а малюете с них черта, абсолютное зло, подлежащее если не уничтожению, то уж точно апартеиду. Совсем, как тот велосипедист с известной картинки, вставляющий себе палки в колеса.
Впрочем, что это я. Вы юпитеры, вам позволено презирать, лицемерить, убивать. Ведь на вашей стороне — правда и цивилизованный мир, а против вас — стадо бедных, неопрятных, злых, склонных к мракобесию и китчу, ничего не понимающих в европейских ценностях и национальных государствах морлоков.
Вот только когда эти морлоки пойдут вешать вас на фонарях, ради всего святого, не удивляйтесь. У них хватит веских причин.
Георгий Комаров
Читать по теме:
Андрій Мовчан "Чемодан-Вокзал-Росія"
Ілля Знаменський Куда идут народные республики?
Стівен Шенфілд Майдан: демократия, или национализм?
Андрій Манчук Последнее прибежище
Єгор Воронов Бес гуманизма
Артем Кирпиченок Две войны. Украина и Израиль
Ален Бадью Бег по замкнутому кругу
Андрій Мовчан Війна за карту
Олександр Панов Этюды о геноциде
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>