LIVA.com.ua. Сильвио Родригес является одним из самых известных кубинских музыкантов нашего времени, а его песни представляют во всем мире культурную традицию Революции.
В интервью чилийскому изданию «La Tercera» Родригес рассказывает о социально-экономической ситуации на острове в период пандемии, которая усугубляет последствия американской блокады. Он откровенно комментирует причины недавних протестов и говорит о смене поколений, затронувшей сегодня кубинскую молодежь – в том числе, в музыке и политике.
– Эти протесты стали для вас неожиданностью или вы ожидали, что в какой-то момент они начнутся?
– После беспощадной блокады, навязанной нам имперским режимом в течение 62 лет и 243 дополнительных средств удушения, предпринятых Трампом; после того, как у нас появилась надежда на то, что Байден отменит хотя бы санкции Трампа, так как он это обещал в своей избирательной кампании и в конце концов не сделал этого; после того как наша страна была названа страной, склонной к терроризму, империей зла, задним двором; после запрета на перечисление нам средств из-за границы, после падения туризма – нашей главной промышленности, – и наконец после 18 месяцев пандемии, появление выражений усталости было вполне логичным…
Иногда я спрашиваю себя, что было бы в любой другой латиноамериканской стране – например, в Чили – если бы она 62 года беспрерывно находилась под пытками самой могущественной империи планеты. Без возможности осуществлять банковские операции, без возможности получения кредитов, без разрешения на то что чтобы морские компании и корабли могли подходить к ее берегам, не рискуя попасть под многомиллионные штрафы – всего, что они делают с нами, кубинцами.
– С началом демонстраций Диас-Канель (кубинский президент – прим перев.) появился на экранах, приказывая революционерам выйти на улицы подавить протесты и защитить наследие Революции. Еще он назвал причиной недовольства эмбарго со стороны США. Вы думаете, что блокада – единственный главный виновник происходящего на Кубе? Или вы видите и другие внутренние причины, действия самого правительства, приведшие население к этой степени недовольства?
– Разумеется, блокада – не единственная причина наших трудностей. Но если бы те, кото ее против нас применяют не считали ее главной, они бы её уже прекратили. Это было бы адекватной политикой для доказательства их тезиса о провале Кубы.
Почему тогда они её не прекращают? Не потому ли, что они не хотят, чтобы мир увидел, на что способна Куба без блокады? Наверняка они подозревают, что в это случае мы стали бы страной еще более солидарной. Страной, которая возможно производила бы вакцины и делилась ими со всеми странами, где их нет, распространяла бы их во всех местах, где правительства безразличны к своим народам.
Куба без блокады была бы страной еще более щедрой и солидарной, то есть страшной угрозой для всеобщего эгоизма.
– Согласно данным независимого правозащитного агентства Cubalex, 11 июля было арестовано более 800 человек, и ещё намного больше в последующих облавах. Через месяц, под арестом оставались 371 человек. Еще говорилось, что были случаи полицейского насилия. Правительство назвало большинство демонстрантов «преступниками», «наёмниками» и «ошибающимися». Диас-Канель проявил уважение к правам человека и свободе на демонстрации?
– Правительство может ошибаться в терминах для определения людей, участвующих в протестах. Но одно дело – ошибаться в терминах и другое – направлять против демонстрантов военную технику и вооруженные до зубов войска, стреляющие в толпу, убивая и выбивая демонстрантам глаза, как это происходит в других странах.
– Через несколько дней после 11 июля, вы обратились через свой блог к кубинским властям с просьбой освободить задержанных «не участвовавших в актах насилия», искать «больше диалога», практиковать «меньше предрассудков», «меньше стремиться бить и больше стремиться разрешить гору нерешенных экономических и политических вопросов». Вы считаете, что это было выполнено?
– Я начал это с себя и встретился с оппозиционерами. Но существуют консервативные круги кубинского правительства, которые тормозят перемены, провозглашенные на двух последних партийных съездах. Мне кажется, Диас-Канель и его правительство понимают необходимость преодолеть определенную инерцию и работают в этом направлении.
Недавно были приняты законы, которые подтверждают это; кроме того, ведутся дискуссии и выслушиваются мнения специалистов из разных областей. Есть доказательства того, что сейчас ученые и академики ведут работу вместе с правительством. Всё это вызывает надежду.
– Наиболее шумными антиправительственными манифестациями были выступления молодых музыкантов, представителей так называемой «городской музыки». Самые известные из них – Йотуэль Ромеро, Десемер Буэно, дуэт Хенте-де-Сона и рэперы Майкел Осорбо и Эль-Фанки, написавшие песню «Родина и Жизнь».
Вы их слушали? Что вы думаете о песне «Родина и жизнь!», меняющей лозунг Фиделя Кастро «Родина или смерть!»?
– Мне кажется несправедливым, что в этом списке вы не упомянули Сильвито Свободного, выдающегося кубинского рэпера, который уже несколько лет находится в авангарде этого стиля (это сын Сильвио Родригеса, откровенный критик кубинского правительства – прим. Редакции «Ла-Терсера»).
С другой стороны, есть видео Фиделя, где он выступает в одной школе и в конце своей речи, увидев одну девочку, завершает лозунгом «Родина и жизнь!». Много лет назад Альфредо Гевара завершил этими словами один кинофестиваль в Гаване.
«Родина и жизнь!» – прекрасный лозунг, я могу без проблем его повторить. Но мне кажется необходимым предварить его словами «Долой блокаду!».
Что касается песен, о которых вы говорите, мне говорили о них, но я их не слушал. Я сформирован другой музыкой.
– Не кажется ли вам, что существует поколение молодежи, которое уже не верит в Революцию?
– Правда в том, что есть молодые творческие люди, которые участвуют в оппозиции и им делают широчайшую рекламу. Правда и то, что у молодых творческих людей, не участвующих в оппозиции, никакой подобной рекламы нет.
Совершенно очевидно, что сейчас как никогда раньше, используется абсолютно всё, что направлено против кубинского правительства. Значительная часть мировой прессы занята именно этим. Каждый день мы на первом плане.
Пандемия была использована не для того, чтобы прекратить блокаду, а наоборот, чтобы ужесточить её. Это происходит как раз в момент смены поколения, начавшего революционный процесс, когда на Кубе были признаны наши системные ошибки и провозглашены экономические изменения, которые могут привести нас к лучшим результатам.
Это происходит несмотря на то, что Куба – единственная страна «третьего мира», успешно испытавшая пять собственных вакцин против Covid-19. Ничто неслучайно. Они не хотят нашего прогресса, они стараются все туже сжимать кольцо окружения при помощи пропаганды и экономической удавки.
Это наказание за то, что Куба решилась остаться собой.
– Многие музыканты вашего поколения после 11 июля высказали очень жесткую критику действий правительства. Пабло Миланес, Лео Брауэр, Чучо Вальдес и Пакито Д’Ривера очень резко отозвались в адрес действующей на Кубе системы. Какие выводы можно из этого сделать?
Их музыка десятилетиями была лучшим послом Кубы, и многие принципы Революции попадали в другие страны вместе с их песнями, и особенно – с вашими. Кто ещё из исторически важных музыкантов начал отдаляться от наследия Революции?
– Я восхищаюсь музыкантами, которых вы назвали и лично знаком с ними. Я слышал, что сказал Лео, и, разумеется, полностью с ним согласен. (За границей) он не сказал ни слова, из того, что не говорил на Кубе. Мы с ними друзья уже больше полувека, и я не сомневаюсь в его гуманизме, его глубочайшем чувстве ответственности перед нашей страной и его радикальном антиимпериализме.
– Один из терминов, которые чаще всего повторяют критики, говоря о Кубе – как внутри страны, так и за границей – это «диктатура». Что вы думаете, когда слышите или видите это слово в адрес правительства вашей страны?
– На нашей планете нет ни одного общества и ни одного правительства, с которым бы все на свете были согласны. Об этом говорил еще Конфуций. На Кубу клевещут, ее душат и атакуют уже больше шестидесяти лет, и когда она защищается, ее называют диктатурой.
Может быть, это так, может быть ее в какой-то степени её вынудили превратиться в это. Кто её заставил? Величайшая из диктатур планеты: диктатура эгоизма, денег, диктатура неверия в любовь и веры в спекуляцию, диктатура, говорящая «отдай, иначе я начну против тебя войну», и все, кто услужливо аплодирует ей, в ожидании распределения крох.
– В вашем новом альбоме, вы возвращаетесь к одной из своих самых классических песен «Безумец», но в более жестком роковом стиле. Какой смысл вы вкладывали в эту песню в те времена, в 1991 году?
– «Безумец» – это песня неприятия несправедливости, неприятия отказа от милосердия и солидарности. «Безумец» – это песня мятежная и, мне кажется, христианская.
– В «Безумце» есть строка: «…Я знаю, меня поволокут по скалам/ В ночи всех моих погибших революций…». Вы думаете, что что-то из этой песни применимо к нынешней протестующей Кубе?
– Ни одна система в мире не цеплялась за то, чтобы увековечить свою власть так, как капитализм, опираясь на все награбленное и уничтожая любого на своем пути. Поэтому в «Безумце» сказано:
Ведь ставки мои всегда на побежденных,
И слева мои шаги, слова и битвы,
Мечты мои о конгрессах разобщенных
И, сыне наш, лишь тебе мои молитвы
Мне говорят, безумие не в моде
Что люди глупы, корыстны или лживы
Но сны мои об их чужой свободе
И том, как им умножать хлеба и рыбы
Беседовал Клаудио Вергара
Перевод интервью и песни Олега Ясинского
Читайте по теме:
Артем Кирпиченок. Куба: выживание революции
Олег Ясинский. Куба: попытка переворота
Андрей Манчук. Почему Украина – не Латинская Америка
Андреа Кущевски. Технологическое неповиновение
Нельсон Акоста. Кубинские врачи спешат на помощь в Италию
Джессика Домингес. Куба во времена коронавируса
Андрей Манчук. «Это другое». Протесты в Минске и погромы в Париже
Олег Ясинский. После Фиделя
Алейда Гевара. «Уважение к правам других»
Леонид Грук. Куба. Реформы «бескомпромиссников»
Андрей Манчук. Фидель Кастро и Украина
Поль ля Фарж. Кубинская фантастика: грезы Острова Свободы
Николай Спорик. В чужой устав со своим монастырем
Олег Ясинский. Смерть в Колумбии
Андрей Манчук. Куба: что будет после Кастро
Ана Лусия Кальдерон. Колумбия, земля любимая
Камило Гевара. «Революционер руководствуется чувством любви»
Андрей Манчук. Камень Йемайи
Олег Ясинский. Фидель Кастро: революция отказывается умирать
Энтони Боадл. «Больше врачей»
Леонид Грук. Что ждет Кубу?
Олег Ясинский. Латинская Америка: хроники пандемии
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>