Все мы вышли из одной шинели – СССР. Беларусь, Украина, Россия, Грузия, Киргизстан. У нас были похожие стартовые условия – разумеется, со своей местной спецификой. И после развала Советского Союза у нас проходили схожие процессы социальной, экономической и политической трансформации.
Появились авторитарные режимы, необходимые новорождённому классу буржуазии для первичного накопления капитала – Ельцин, Кучма, Шеварднадзе, Акаев, Алиев… Президенты этого призыва действительно воспринимались как гаранты и арбитры – гаранты неприкосновенности награбленной бывшей общенародной собственности, и арбитры в спорах между разными группами крупного капитала.
Но при этом возникла социальная дистанция между фаворитами новой системы – крупным капиталом, олигархами – и аутсайдерами, другими социальными группами – от наёмных рабочих до мелких предпринимателей.
Это вызвало протесты, основным лозунгом которых стали гражданские права. Эти протесты получили украинское название «майданы», поскольку первые из них начались именно в Украине (акция «Украина без Кучмы» в 2001 году). Однако эти майданы не смогли изменить систему, да и не собирались ее менять. Сконцентрировав ресурсы, капитал смог использовать майданы, проходившие как на площадях, так и в тиши властных кабинетов, для борьбы одних фракций олигархии против других. Или просто сажал сверху более приемлемые для решения текущих вопросов кандидатуры. Так появились Путин, Саакашвили, Ющенко, Алтынбаев.
Эти процессы усугубило финансовое, а значит и идеологическое влияние транснационального капитала. Сокрушив в Холодной войне своего противника, западные капиталисты желали освоить побежденные территории, получив рынки сбыта, сырья и дешёвой рабочей силы.
Но все аналогии имеют свои недостатки. Украина и Беларусь, вероятно, наиболее близкие по всем параметрам страны. Мы идём похожими путями, но с разной скоростью.
Получив огромную поддержку беларусов и установив один из наиболее жестких на постсоветском пространстве авторитарных режимов, президент Лукашенко сумел сохранить многие социальные стандарты, большинство промышленных предприятий. И, лавируя, сумел, хоть и на растяжке, остаться в серединном положении между Востоком и Западом. Более того, после конфронтации между Украиной и Россией, Беларусь фактически отобрала у Украины положение транзитного государства.
Все это и обеспечило 25-летнее правление Бацьки. Но всё же общие тенденции проявились сегодня и в Беларуси.
Рыночные «реформы» тоже коснулись сябров, находящихся меж двух капиталистических гигантов – ЕС и РФ. С одной стороны эти реформы ударили по рабочим. А с другой – вызвали к жизни новые социальные группы, включая крупный капитал и его клиентелу. Первые неудовлетворенны антисоциальным характером «реформ» (закон о «тунеядцах», контрактные трудовые договора). Вторые хотят быстрого движения к рынку. И две эти противоположности причудливым соединились в проходящих сегодня акциях.
Протесты в Беларуси имеют социальные причины – как и в Украине, и в Грузии. И, как во многих постсоветских странах, поводом для них стали президентские выборы. Но главный вопрос в том, кто станет бенефициаром протестов? Кто придёт к власти в результате очередного майдана и сможет реализовать свои интересы? Очевидно – тот, кто имеет необходимые ресурсы, медиа и возможности.
В Беларуси, как и в Украине, это компрадорская буржуазия, связанная с Западом и РФ. Там нет значимого социального движения с социальной повесткой, левого политического субъекта, который может взять власть и провести социальные реформы в интересах рабочего класса. На протестных митингах рабочих МАЗа или БЕЛАЗа почти не звучат серьезные социальные требования – разве что в самом общем, аморфном виде.
Программы конкурентов Лукашенко, связанных с интересом иностранных капиталистов, предусматривают приватизацию, продажу земли, неолиберальные реформы и подразумевают знакомую в Украине декоммунизацию. Одним словом, всё то же, что реализуется сейчас в Украине. Падет ли режим Лукашенко, или же он пока останется президентом в результате договорённостей с внешними игроками, именно эти программы и будут реализованы в стране уже в ближайшее время.
В этом состоит интерес транснационального капитала, для которого Беларусь, как и Украина – не более, чем сырьевые придатки, рынки сбыта, резервуары дешёвой рабочей силы. Проводить социальные реформы ни в Беларуси, ни в Украине не будут. Это не в интересах западного и российского капитала.
Беларуси, как и Украине, необходимы перемены. Социальные перемены. И они непременно произойдут, ведь этого требует логика социальных процессов в наших странах и кризис мирового капитализма. Если перемены невозможны парламентским путём, они произойдут путём майданов. Социальных майданов.
Но произойдут они лишь тогда, когда и у нас, и у наших соседей появится организованное социальное движение, которое сможет предложить обществу социальную повестку, независимую от повестки правых. И реализовать программу социальных, а не рыночных изменений.
Без этого борьба за свободу – в союзе с транснациональным капиталом и компрадорской буржуазией – обернётся неизмеримо большей несвободой, с окончательным подавлением социальных и гражданских прав.
Как в Украине, так и в Беларуси.
Владимир Чемерис
Читайте по теме:
Александр Колесников. Белоруссия: механизм смены власти
Виктор Ядуха. Белоруссия перед лицом турбо-капитализма
Станіслав Маковецький. Білоруські уроки для України
Юрий Глушаков. «Создать альтернативу «альтернативе»
Артем Кирпиченок. «Не будь скотам» у Лукашенко! Будь скотом у буржуев?»
Борис Кагарлицкий. «Беларусь. Падающего подтолкни?»
Дмитрий Исаенок. Грабли сэконд-хэнд
Владимир Мироненко. Ужасы по дешевке
Дмитрий Галко. «Почему я левый либерал. Взгляд из Беларуси»
Дмитрий Исаенок, Татьяна Стрельцова, Лидия Михеева. «Оценка казни расколола общество Беларуси»
Сергей Одарич. Новая память Минска
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>