От редакции: В издательстве common place вышла новая книга известного исследователя курдского и турецкого левого движения Максима Лебского: «Турция – мир на разломе истории». В этот сборник вошли статьи, посвященные политической истории Турции XX-XXI века, а одной из его центральных тем является курдское национально-освободительное движение. Автор книги посвятил ее памяти своего отца, Александра Федоровича Лебского, который ушел из жизни, когда эта книга была почти готова.
Пятнадцать ран в груди моей,
пятнадцать ножей по рукоять
вошли в мою грудь и ранят.
Но бьется,
бьется сердце мое
и биться
не перестанет.
Назым Хикмет. «Пятнадцать ран»
Этими строками отозвался великий турецкий поэт Назым Хикмет на убийство 15 турецких коммунистов, совершенное кемалистами в 1921 году. Убийство Мустафы Субхи и его четырнадцати товарищей имело символическое значение – оно открыло собой продолжительную эпоху репрессий против участников социалистического движения Турции. После официального запрета в 1923 году компартия Турции была впервые зарегистрирована властями только в следующем веке, в 2001 году. Итого – 74 года подполья.
20 июля 2015 года в турецком приграничном городе Суруче взорвал себя исламистский террорист-смертник. В результате взрыва погибли 32 человека и еще 104 получили ранения. Большинство пострадавших были активистами Социалистической федерации союза молодежи и направлялись в курдский город Кобани для оказания помощи в восстановлении города. Я не случайно упомянул выше убийство пятнадцати коммунистов: эти две трагедии имеют сходные исторические последствия, и в обоих случаях знаменуют собой начало нового витка государственных репрессий против революционного движения.
Теракт в Суруче перечеркнул собой то хрупкое перемирие, которое было заключено в 2013 году между руководством Рабочей партии Курдистана и турецкими властями. В течение всего двухлетнего перемирия турецкие власти фактически саботировали процесс переговоров, в то время как руководство РПК пошло на очень серьезные уступки: партизанские отряды были выведены с территории Турции, турецкие солдаты, оказавшиеся в плену у партизан, были освобождены. Эрдоган же, в свою очередь, не предпринял каких-либо серьезных шагов в направлении демократического решения курдского вопроса. Турецкие власти настаивали на разоружении и полной капитуляции партизанских сил, на что руководство РПК не могло пойти ни при каких обстоятельствах.
Политическим фоном переговорного процесса в Турции была гражданская война в Сирии. Стремительное усиление ДАИШ в ходе взятия Мосула в июне 2014 года и дальнейшее продвижение джихадистов на север Ирака и на сирийскую территорию подтолкнули Эрдогана к оказанию усиленной помощи исламистам и разрыву перемирия с курдами. Курдский Кобани стал историческим городом-крепостью, о которую разбилось наступление «непобедимой» армии религиозных фанатиков. И с этого времени Кобани справедливо назвали на Ближнем Востоке курдским Сталинградом.
Турецкое общество находится сегодня на точке исторического разлома: либо исламистский режим Эрдогана сможет создать президентскую республику и полностью зачистить всю оппозицию, либо революционные силы Турции и Северного Курдистана смогут объединиться и свергнуть существующую власть. Именно в такой последовательности: сначала объединиться, а затем – одержать победу.
Сильные и слабые стороны левого движения Турции обусловлены самой историей страны. Одна из основных слабостей турецких левых – их раскол по национальному признаку. Люди в Суруче пытались протянуть руку помощи жителям Кобани, их акция носила историческое значение в деле преодоления многолетних распрей и обид между народами. Исламисты, которые действовали при попустительстве – а возможно, и прямом содействии турецких властей – нанесли выверенный и тяжелый удар по союзу революционных сил Турции и Курдистана, надеясь запугать людей, лишить их чувства солидарности. Но, как и в 1943 году, город-крепость Кобани стал той точкой, с которой началось контрнаступление отрядов курдского ополчения на позиции ДАИШ. Немаловажную роль в этом наступлении играет Интернациональный батальон свободы, сформированный в июне 2015 года – как живое доказательство силы движения солидарности, вызванное социальной революцией в Рожаве.
Данный сборник состоит из статей, которые были написаны мной в период между 2013-2016 годами. Объединив разные статьи в одну книгу, я руководствовался одной мыслью: постараться познакомить российского читателя со сложнейшим периодом в современной истории турецкого общества. Живя по соседству с другими народами, мы зачастую имеем очень искаженные, и даже карикатурные представления об их жизни. Сегодня официальные российские СМИ постоянно упоминают о многовековой вражде между Турцией и Россией, об исторических притязаниях России на черноморские проливы и тому подобные темы. Это пример так называемого геополитического подхода к истории, сторонники которого видят в прошлом не интересы и действия каких-то людей или классов, а абстрактный национальный интерес, который почти всегда «случайным образом» совпадает с интересом господствующего класса.
Нет и никогда не было монолитной Турции или России, а были сложнейшие внутренние противоречия и борьба между разными социально-политическими классами, противостояние между которыми составляет сущность истории любого государства или народа. Встречая карикатурный образ своей страны в прессе и речах политиков, Назым Хикмет писал о «Востоке европейских поэм и романов»:
…но ни вчера, ни сегодня,
ни поздно, ни рано
нет, не было и не будет такого Востока –
дом для всех,
кроме жителей этой страны,
где рабы на гибель обречены.
В этой житнице, полной пшеницы и золота,
голод околевает от голода.
Не следует думать, что рассмотрение турецкого народа только через призму его временных правителей не получает зеркального отражения в турецком обществе. В Турции достаточно много людей, которые пишут о «России Путина» как об угрозе национальному суверенитету страны и т.п. Мой авторский сборник – это попытка проанализировать политическую жизнь турецкого общества в процессе его динамичного развития. Всегда найдутся те, кто будет писать историю с точки зрения правящих классов. Наша цель – писать историю угнетенных.
Максим Лебский
Читайте по теме:
Карл Лебт. Турция: борьба за культурную гегемонию
Максим Лебский. НАТО и ультраправые: турецкая история
Андрей Манчук. Курдистан, которого нет
Александр Рыбин. Рожава – «народный дом»
Иммануил Валлерстайн. Таксим. Курдская дилемма
Андрей Манчук. Хасанкейф. Град обреченный
Абдулла Оджалан. Капитализм и женщина
Андрей Манчук. Стамбул. Эхо «Ники»
Александр Иванов. Парк Гези. Театральная постановка
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>