Для реалистичного определения капитализма мы не должны рассматривать его в качестве некой созданной константы, характеризующейся уницентральностью мысли и действия. По сути, это действия групп и лиц, использующих конъюнктуру, устроившихся в различных расщелинах и трещинах внутри общества, где существует потенциал для развития прибавочного продукта. Действия этих групп и лиц приобретают системный характер, по мере того, как они присваивают излишки социального продукта.
Эти группы и индивидуумы не более одного-двух процентов общества. Их сила заключается в способности использовать конъюнктуру и в организационных навыках. Их победа обусловлена, однако, не только их организационными навыками, но и зависит от контроля над нужными объектами и от колебания цен в точке пересечения спроса и предложения.
И если официальные социальные силы не подавляют их, а, наоборот, берут у них в долг часть их прибыли в обмен на свою поддержку, тогда эти группы и индивидуумы (существующие в маргинесе всех обществ) могут легитимизоваться в качестве новых хозяев общества. Эти маргинальные группы посредников-спекулянтов существовали на протяжении всей истории цивилизации (и в частности в ближневосточных обществах).
Однако из-за ненависти со стороны общества они никогда не осмеливались показываться открыто – выходить из своих расщелин на свет. Даже наиболее деспотичные правители не осмеливались легитимировать эти группы. Таких не только презирали, но и считали наиболее опасной и коррумпированной формой власти.
Сама их этика воспринималась в качестве истоков зла. И действительно вся та непреходящая череда войн, грабежей, убийств и эксплуатация, исходившая из западной Европы на протяжении последних 400 лет, преимущественно является результатом господства капиталистической системы. Однако, вместе с тем, и крупнейшие проявления контр-борьбы тоже происходили в Западной Европе, поэтому ее нельзя считать полностью лишенной гуманности.
Капитализм и нация-государство представляют собой господство мужчин в его наиболее институционализированной форме. Капиталистическое общество является продолжением и кульминацией всех предыдущих эксплуататорских обществ. Это и есть непрекращающаяся война против общества и против женщины. Короче говоря, капитализм и государство-нация – это есть монополия мужчины-тирана, мужчины-эксплуататора.
Разрушить эту монополию будет, вероятно, даже сложнее, чем расщепить атом. Главная цель господствующей идеологии капиталистического модернити – это стереть исторические и социальные факты, касающиеся самой его концепции и сущности. Именно поэтому капиталистические экономические и общественные формы не являются общественной и исторической необходимостью – это конструкт, сформированный в результате достаточно сложного процесса.
Религия и философия были трансформированы в национализм – государство-нация стало обожествляться. Конечная цель этой идеологической войны – обеспечить монополию на саму мысль. И основное оружие для достижения этой цели – религиозный фанатизм, гендерная дискриминация и сциентизм в форме позитивистской религии.
Без идеологической гегемонии, при помощи лишь политического и силового угнетения – невозможно поддерживать модернити. Если капитализм использует религиозный фанатизм для контроля общественного знания, то национализм он использует для контроля над классами и гражданами – и возникновение этого феномена непосредственно связано с капитализмом.
Цель гендерной дискриминации – лишить женщину самой надежды на изменения. Наиболее эффективный способ функционирования сексистской идеологии – загнать мужчину в ловушку властных отношений, а женщину сделать бессильной посредством постоянного насилия над ней. Посредством же позитивистского сциентизма капитализм нейтрализует молодежь и академический мир. Он убеждает их в том, что у них нет иного выбора, кроме как интегрироваться в систему и в обмен на ряд уступок гарантирует такую интеграцию.
Как и все прочие системы эксплуатации и угнетения, капитализм не может развиваться, не создавая государства. Догматизм феодальной системы имел религиозный характер. Архаичное рабовладельческое общество имело мифологический характер. Единобожие символизировало короля и его династию. Сегодня же бог представляется в качестве невидимой власти возвышенного государства.
Когда капитализм усмотрел возможность стать системой, он начал уничтожать все общества, базировавшиеся на культуре женщины-матери. В период раннего модернити, сила женских сообществ, пытавшихся сопротивляться, была сожжена на кострах в ходе охоты на ведьм. И эти костры были необходимы для утверждения господства над женщиной, осуществляемого посредством глубокого порабощения.
И женщина находится сегодня на службе капитализма отчасти и из-за массового сжигания женщин, происходившего на заре капитализма. Впитанный с молоком матери страх костра инквизиции полностью подчинил европейскую женщину мужчине. После подавления женщины система безжалостно расправилась с аграрными сельскими сообществами. Пока существует общинный демократический характер общества, капитализм не может получить максимальную власть и максимизировать прибыль. Поэтому этот тип социальности неизбежно стал объектом атаки. Таким образом, изначально полное порабощение женщины послужило в качестве модели для последующего порабощения всех прочих – детей и мужчин.
Политическая и военная власть играет важную роль в поддержании господства капиталистической системы. Однако в данном случае чрезвычайно важно овладеть обществом и парализовать его при помощи индустрии культуры. Под влиянием капиталистической системы сам рассудок сообществ ослабевает, а члены этих сообществ становятся более доверчивыми.
Многие философы утверждают, что общество превратилось в общество спектакля, схожее с зоопарком. Секс, спорт, искусство и индустрия культуры, воздействуя последовательно и в комбинации, непрестанно воздействуют на эмоциональное состояние человека, бомбят его аналитические способности при помощи повсеместно распространяемой рекламы. В результате эмоциональные и аналитические способности человека практически перестают функционировать – таким образом, происходит тотальное завоевание общественного разума.
Однако, что вызывает серьезную озабоченность в данном случае, так это то, что общество добровольно принимает такого рода порабощение, происходящее посредством культурной и секс-индустрии. Мало того, порабощение воспринимается, как некий глоток свободы! Это и есть основа и вместе с тем – сильнейшее оружие для легитимизации правителей. Капитализм может достичь фазы империи лишь с помощью индустрии культуры.
Следовательно, борьба против культурной гегемонии требует наиболее трудной из всех видов борьбы – умственной борьбы. Пока мы не сможем развить и организовать контр-борьбу против системы, которая ведет свою культурную войну посредством вторжений, ассимиляции и собственной индустрии, никакая борьба за свободу, равенство и демократию не будет иметь шанса на успех.
Модернити капитализма – это система, основанная на отрицании любви. Это отрицание общества, ничем не ограниченный индивидуализм, гендерная дискриминация во всех сферах, обожествление денег, замещение бога нацией-государством, превращение женщины в машину, которая либо получает маленькую зарплату, либо совсем ее не получает. А это значит, что в капитализме нет материальной базы и для любви.
Абдулла Оджалан
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Иммануил Валлерстайн. Таксим. Курдская дилемма
Андрей Манчук. Курдистан, которого нет
Нэнси Фрейзер. Служанки капитализма?
Карл Лебт. Турция: борьба за культурную гегемонию
Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»
Агата Пизик. Права женщин и волнения в Украине
Андрей Манчук. Социальный журнализм: курды
Дмитрий Колесник. Почти рождественская история
Лори Пенни. Почему мы не продадимся
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>