В ходе войны, как правило, с легкостью отбрасываются в сторону такие вещи, как права маргинализованных групп. Во временное украинское правительство сейчас входят, например, такие откровенные сексисты, как нынешний вице-премьер-министр Александр Сыч из ультраправой партии «Свобода». И если такие люди сохранят власть и после всеобщих выборов, запланированных на 25 мая, то и без того тяжелое положение украинских женщин, скорее всего, еще более ухудшится.
В апреле 2013-го года «Свобода» (тогда еще оппозиционная партия) зарегистрировала законопроект, согласно которому аборты должны быть запрещены даже в случае изнасилования. Слова Александра Сыча тогда часто цитировали. Он в частности заявлял, что изнасилование, якобы, «нельзя доказать», а женщина «должна вести такой образ жизни, который не будет грозить ей вероятностью изнасилования. В частности, она не должна употреблять алкоголь в сомнительной компании». К сожалению, в пост-коммунистической Европе подобные взгляды не являются редкостью.
Советский Союз был первой страной в мире, которая легализовала аборты в 1920-м году. Тогда же в СССР женщинам было предоставлено равенство перед законом, и был легализован гомосексуализм. Аборты (как и гомосексуализм) впоследствии были запрещены при Сталине (в период с 1936 по 1955). При Хрущеве аборты были вновь легализованы (хотя гомосексуализм – нет).
В период после краха коммунизма с правами женщин было далеко не все так уж хорошо. В Венгрии в 2011-м году приняли новую конституцию, которая «защищает жизнь с самого момента зачатия». Католическая Польша тоже печально известна своим ограничением прав женщин. В России и Украине аборты по-прежнему разрешены до 12-й недели беременности, однако очевидно, что в последнее время и в странах бывшего СССР прежде стабильная ситуация начинает меняться. Принимаются законы, ограничивающие «пропаганду гомосексуализма», и в то же время консервативные законодатели запрещают рекламу медицинских центров, занимающихся абортами.
Пост-коммунистическая Украина особо отличилась в том, что касается сексизма – ведь после экономического коллапса огромному количеству женщин не оставалось иного выхода, кроме как стать сексуальными работницами или найти себе работу уборщиц или «невест-по-переписке» заграницей. Ситуацию усугубляет еще и влияние православной церкви, которая сейчас имеет огромное политическое влияние, как в России так и в Украине.
Православная церковь имеет тесные связи с бизнесом, контролируемым олигархами и определяет жизнь женщин, как, впрочем, и католическая церковь в Польше. Именно православная церковь поддержала проект закона против абортов, предложенного в 2012-м депутатом от партии Юлии Тимошенко «Батькiвщина». Против этого закона выступили тогда такие организации, как «Фемiнiстична офензива», которые требовали отделения церкви и государства.
Наиболее известная украинская протестная группа «Фемен», которая ранее была достаточно эффективной, сейчас в основном перебазировалась во Францию и прекратила свою деятельность в Украине. С тех пор борьбой за права женщин занялись гораздо менее разрекламированные левые группы и неправительственные организации.
ЕС должен занять в этом вопросе свою позицию – и выступить за права женщин. ЕС многие превозносили в Украине с самого начала восстания на майдане, однако зачастую членство в ЕС касается, скорее, финансовых вопросов, но не моральных. Неолиберальные программы мер экономии проталкиваются, а как же насчет гражданских прав?
Если мы действительно хотим видеть Европу демократической, Европой равенства – то экономика не может быть для нас единственным приоритетом. Во времена политических волнений, слишком уж легко можно пренебречь правами женщин. И те, кто сегодня поддерживает «свободную Украину» и клеймит любую критику в ее адрес, как негласную поддержку путинского режима – по сути, отрицают для Украины те же права, которые сами имеют.
Новое киевское правительство следует неолиберальному курсу – в русле нынешней политики стран Запада, но предполагает ли это также и либерализм прав? Если уж мы надеемся на «вестернизацию» Украины и так хотим вырвать ее из рук Путина, то пусть это не означает лишь банальное продолжение эксплуатации этой страны – в особенности тех женщин, которые там живут.
Агата Пызик
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Нэнси Фрейзер. Служанки капитализма?
Вера Акулова. Женщины зажаты в тисках двух идеологий
Дмитрий Колесник. Почти рождественская история
Лори Пенни. Почему мы не продадимся
Лорри Пенни. С плакатами и электрошокерами против сексизма
Лидия Михеева. Что смотреть восьмого марта?
Мона Шолле. Фемен: фаст-фуд феминизм
Александр Шепетуха. О феминизме и левом дискурсе
Леонид Швец. Активизм со вторичными половыми признаками
Дарина Коркач. Жіноцтво протестує. Права жінок у вуличній політиці
Наира Чатилян. Рожайте, рожайте!
Катерина Пташка. Не вам рожать – не вам решать
Джордж Биалек. Поменьше восторга!
Дэвид Рэй. Пустые обещания для Украины
Георгій Ерман. Сумерки украинского Средневековья
Светлана Циберганова. Не моя война
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>