«Молодежь освободит Египет» – кричит девушка в голубом платке, и триста женщин вторят ее словам, сгрудившись вокруг мечети Саида Зейнаб в центре Каира. За воротами мечети мужчины в длинных халатах с удивлением смотрят на эту растущую группу женщин, бросая оскорбительные реплики в адрес каждой египтянки, которая подходит к ним поближе. Однако заметно, что эти женщины одновременно вызывают у них любопытство.
«Посмотрите на этих мужчин – им промыли мозги» – говорит в их адрес Фози, 68-летняя пенсионерка, в прошлом работавшая инженером. «Я возмущена. Я несколько раз приходила на Тахрир, чтобы сделать всё от меня зависящее, чтобы помочь нашим женщинам. Они хотят, чтобы женщины сидели дома, а я хочу свободы».
Свобода от угнетения по принципу половой принадлежности и свобода от репрессий со стороны государства – это два фронта одной и той же битвы египетских женщин. Сейчас для них опасно даже просто выходить на улицу в одиночестве, так как они постоянно рискуют подвергнуться нападению толпы, полиции или и тех и других одновременно. Западная пресса нередко называет египетскую революцию «испорченной», «зараженной» эпидемией женоненавистничества и насилия – однако на улицах я вижу нечто совсем иное. И потому вопрос стоит несколько иначе: чья же это революция?
Прежде чем идти на женский марш протеста, мои друзья советовали мне надеть мешковатые штаны, подпоясаться крепким ремнем и сверху надеть еще несколько слоев одежды, чтобы затруднить нападающим возможность просунуть руку под одежду.
Рана и Джина, студентки, принимавшие участие в революции с самого ее начала в 2011-м году, недавно тоже подверглись сексуальным домогательствам. Сейчас они стоят на углу улице и держат в руках плакаты, требуя от прохожих признать существование проблемы сексизма в обществе. «Они не хотят, чтобы мы участвовали в революции. И, тем не менее, мы здесь – и никто не сможет убрать нас из революционного процесса, ни под угрозой насилия, ни даже заставив всех женщин опасаться выйти из дома» – говорит Рана. «Мы сыты по горло. В полиции нас даже не слушают – они говорят, что мы, дескать, носим неподобающую одежду, поэтому сами напрашиваемся, чтобы к нам приставали. И вот мы здесь, чтобы сказать – мы больше не боимся».
Ее подружка Джина, невысокая девушка с ярко красными волосами, осторожно снимает капюшон и подключается к разговору. В ее голосе чувствуется гнев – она с возмущением рассказывает о том, как много раз подвергалась нападениям и сексуальным домогательствам. «У тебя при этом вроде бы как крадут душу – говорит она – ты ощущаешь сильное желание убить себя. Тебя бьют, а как только ты приходишь в себя – бьют снова. Это ведь не только сексуальные домогательства – они избивают тебя, рвут волосы, оскорбляют, называют проституткой».
Начинается женский марш протеста – его участницы поднимают над головой ножи. В руках у некоторых женщин и другие виды оружия – палки, деревянные черпаки, молотки для отбивания мяса – словно бы вся эта масса женщин вышла на марш прямо из тысяч кухонь Каира, готовясь сделать отбивную из самого патриархального полицейского государства.
На протяжении многих поколений в Египте сохранялась культура женоненавистничества, а за прошедший год здесь многое изменилось. Женщины из всех слоев общества сейчас вообще бояться выходить на улицу – и на антиправительственный марш, и даже просто в магазин, за молоком. Даже по площади Тахрир, который был сердцем египетской революции, женщине сложно пройти без эскорта из нескольких сильных мужчин.
Однако возникают группы, которые организуют отпор атакам на женщин. Одна из таких групп здесь называется «Oppantish» – «Операция против сексуальных домогательств» – это группы добровольцев, среди которых есть и мужчины и женщины, подвергавшиеся насилию или нападениям. Организуясь в своеобразные отряды, они физически останавливают насильников на площади Тахрир и в близлежащих кварталах. Они пользуются электрошокерами, баллончиками с краской, которыми «метят» нападающих. Они пускают в ход кулаки, палки, и всё, что подвернется под руку, чтобы защитить женщин от нападения толпы.
Эти отряды подразделяются на отдельные мелкие группы, каждая из которых исполняет свою задачу: одни дежурят и в случае нападения быстро вызывают подмогу; задача других – быстро отбить жертву и перенести ее в безопасное место; третьи раздают заготовленные пакеты с комплектом одежды, водой и одеялом. Их всех просто достало то, что творится – полиция в Египте занимается только тем, что атакует протестующих, и вовсе не занимается охраной порядка.
В квартире, расположенной над площадью Тахрир, после пятничной молитвы активисты и активистки движения собираются и разбиваются на группы. Затем они выходят, чтобы стоять в оцеплении во время акций протеста. «Для нас существенными изменениями является уже то, как женщины теперь смотрят на проблему – говорит Рим Лабиб, одна из активисток движения. – Мы подвергались насилию, но заставить женщин замолчать уже никому не удастся. Раньше ничего подобного не наблюдалось – раньше всегда был определенный барьер стыда и страха».
«Мы считаем, что эти толпы насильников кто-то организует – насилие и сексуальные домогательства всегда были одними из средств, которые государство использовало, чтобы запугать женщин. Но даже если эти нападения действительно кем-то организованы, то все равно в основе их лежит глубинная проблема нашего общества» – говорит Тарси, спикер движения и хозяйка этой квартиры. Она заваривает чай для находящихся здесь женщин, до сих пор пребывающих в состоянии шока и для группы мужчин, которые надевают футболки с эмблемой движения, чтобы вновь выйти и рисковать своей жизнью на той самой площади, что стала символом свободы. Эти семеро парней в джинсах – группка друзей-студентов – сражаются на настоящей войне – на войне за сохранение самого духа египетской революции, на ежедневной войне за спасение жизней женщин на улицах Каира.
Египет – отнюдь не единственная страна, где женщинам приходится на себе испытывать последствия социальной фрустрации и недовольства, царящего в обществе. Однако женщины Египта и их союзники смогли осознать то, чего так и не могут понять многие в нашем мире, а именно то, что никакой существенный социальный прогресс не может исключать женщин. Западные журналисты сейчас, как правило, ссылаются на эпидемию нападений на женщин в Египте, как на доказательство того, что Египет был не готов к смене режима. Западные журналисты, говорят о том, что египетские мужчины теперь стали неконтролируемыми, но они просто в корне не понимают что такое революция, какова она и какой может быть.
«Вопрос заключается в том, чья это революция?» – говорит Амр Гарбейа, один из парней, являющихся активистами движения. «Для консерваторов революция была победоносной – она привела их к власти. Для некоторых вся суть революции сводится к тому, что она дала им лишь чуть-чуть больше свободы. А для некоторых революция не закончилась – она должна двигаться дальше, она должна предполагать и свободу для женщин».
Лори Пенни
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Дмитрий Колесник. Почти рождественская история
Майссун Суккери. Египет: между двумя площадями
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>