Ти думаєш – що то Комуна:
Був ринок – а буде казарма?
Ні, друже: Комуна –
це місто, як море, як гори,
Таке біле і таке широке.
Боїшся, що буде в Комуні сумно,
В суботу не буде церковного звону?
Ні, брате! Під дзвонів червоні пеони додому
З роботи підуть комунари.
Дівчата на лавах лузатимуть соник,
А люди – як поле пісень і пшениці.
Над ними білі крила небесних будівель,
Обличчя мов сон... чи секунди... чи птиці.
Рудокопи – поети, матроси – лірики моря.
І ти так само її шукатимеш зором,
І серце злеліє зорею – падучого птаха
Серед сотень і тисяч сліпих – для тебе
Око в око – солодким жахом.
То під величним вечірнім небом
Пізнає кожен, кого він хоче так ревно.
І, дивно, навіть – у хатці –
під самісіньким дахом,
Прочитає хтось мій розмір древній.
Майк Йогансен
Изобилие. Творчество. Свобода. Кто бы отказался жить в обществе, построенном на этих трех китах? В современном мире нас постоянно вынуждают жертвовать чем-то из этих принципов ради прочих. Творец должен быть аскетом. Изобилие требует отказа от индивидуальной свободы и принуждает к рутинному труду. Свобода одних всегда основывается на порабощении других. Все модели общественного устройства более или менее удачно комбинируют эти ограничения, оставляя неудовлетворенной извечную мечту человечества о будущем, в котором такие принципы будут воплощаться в жизнь без ограничений.
Да, история знает периоды, которые у нас задним числом принято считать «золотым веком». К примеру – классическая античность, эпоха расцвета древнегреческих полисов. Этот период оказал огромное влияние на ход развития человечества. Колыбель демократии, источник величайших произведений культуры и искусства, выдающихся достижений философской и научной мысли. Сообщество свободных граждан, объединенных общими экономическими и политическими интересами, развитых духовно и физически, активно участвующих в самоуправлении своими общинами, по праву занимает почетное место в ряду величайших культур человечества. Наверняка многие из нас хотели бы жить в подобном обществе. Разумеется, с поправкой на реалии 21-го века.
Но только не в качестве рабов.
Да, благосостояние древнегреческой культуры, как и многих других культур древности, всецело основывалось на рабском труде. Где-то положение бесправной рабочей силы было немногим лучше, где-то – тяжелее. Но в целом, удел низшего класса был совершенно незавиден: раб был вещью, смысл существования которой состоял лишь в тяжелом труде ради преумножения богатства своего хозяина и в удовлетворении его утилитарных потребностей.
Желание человека избавиться от рутинной работы, отупляющей и отнимающей силы и время для творчества и развития, кажется вполне естественным. Те, кто присваивал чужой труд, освобождая за счет этого время для творческой и интеллектуальной деятельности, создавали шедевры искусства, поэзии, музыки, продвигали науку, рождали новые философские смыслы, исследовали дальние страны и континенты – зачастую, совершая эти путешествия в поисках новых рабов. И в произведениях мечтателей-утопистов прошлого лейтмотивом звучала мысль о том, сообщество свободных творческих личностей, живущих в изобилии, и есть единственно достойная форма существования человека.
Однако, еще со времен Платона, классовый интерес обычно брал вверх над мечтаниями о всеобщем благе. Мыслители – как правило, выходцы из высших социальных слоев общества – задавались вопросом: если все люди будут творить, то кто тогда будет чистить унитазы?
Надо сказать, что еще несколько веков назад обычный ватерклозет был королевской роскошью – в буквальном смысле этого слова. Прогресс не стоит на месте, и немыслимые еще совсем недавно вещи являются для нас обыденными, повседневными мелочами, которые естественным образом присутствуют в жизни любого современного человека. То, что раньше требовало создания гигантских предприятий, скоординированного труда множества людей, которых систематически принуждали к однообразному, зачастую опасному и подрывающему здоровье труду, сейчас доступно энтузиастам-одиночкам, производящим высокотехнологичную продукцию в гаражах и подвалах. Информационные технологии и доступность знаний открыли широчайшие возможности для ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских сетевыми сообществами, что уже нашло свое воплощение в создании Open Source платформ для операционных систем, программ, электроники, транспорта и многих других направлений научно-технической, хозяйственной, экономической деятельности. Технологии нашего века создают непредставимые ранее возможности для творчества и развития, обеспечивая фантастическую производительность труда, перекладывая всю рутинную работу на роботов и автоматические комплексы, оставляя за человеком лишь необходимость в их обслуживании и программировании – что, впрочем, скоро также станет излишним благодаря развитию систем искусственного интеллекта.
На самом деле, производство материальных благ с помощью современных технологий давно уже достигло того уровня, когда их более чем достаточно для удовлетворения разумных потребностей всего населения планеты. Тем не менее, абсолютное большинство людей и сегодня принуждается к труду с помощью самого страшного из видов шантажа – угрозой нищеты и голодной смерти для себя и своих близких. Причем, этот труд – например, труд женщин на «потогонных» ткацких фабриках Юго-Восточной Азии или труд детей на африканских рудниках – зачастую совершенно архаичен и не имеет никакого отношения к современным технологиям. Во многих местах на планете до сих пор царят голод и эпидемии, люди лишены самого необходимого, на фоне сверхпотребления так называемых развитых стран. Невообразимые ресурсы тратятся на войны, борьбу за рынки и пропаганду – притом, что огромные массы людей деградируют и впадают в варварство из-за отсутствия нормального образования и возможностей для развития. В погоне за прибылью люди превращают планету в зараженную помойку, чтобы тут же потратить эту прибыль на бесплодные попытки хоть как-то скомпенсировать свое влияние изуродованную природу, которая мстит им экологическими проблемами. Несомненно, наблюдающий человечество со стороны разум пришел бы к выводу, что жители этой планеты страдают эпидемией умственного расстройства.
Что же мешает нам жить так, как жили древние греки – гармонично и творчески, – только без института рабства, на равных условиях для всех членов общества? Почему мы не можем себе этого позволить – при всем нашем технологическом могуществе и научных достижениях, немыслимых в античную эпоху?
Наш мир вырос из индустриальной эпохи, в которой производство материальных благ было возможно лишь при условии принуждения к труду представителей угнетенных классов. Причем труд этот должен был быть высокоорганизованным, узкоспециализированным, в рамках иерархических репрессивных структур, отчуждающих результат труда от самого работника. Из этой эпохи мы вынесли бюрократические элиты, управляющие нашим обществом с помощью экономического шантажа, пропаганды и насилия, которые по своей природе антагонистичны свободе и самоопределению – уже в силу источника их власти, которым является капитал. На определенном этапе они сыграли прогрессивную роль – но времена изменились. Все больше людей понимают бессмысленность и самоубийственность погони за бесконечным потреблением. Огромные массы безработных не видят для себя никаких перспектив в мире, где автоматика работает лучше, быстрее и дешевле. Измотанные потогонной системой и нищетой люди отправляются на заработки в чужие страны, бегут в села пытаясь выжить за счет натурального хозяйства, либо просто опускаются и сходят с ума – а «излишки» рабочей силы уничтожает война. И это притом, что все необходимое для полноценной, счастливой жизни находится под боком у каждого.
Да, жить с сохой и при свечах в 21 веке – это не выход. Но это и не нужно. Труд, средства производства, энергия, материалы – при уже существующих технологиях даже небольшое сообщество людей вполне может обеспечить себя этим самостоятельно, в свободной не-рыночной кооперации с другими подобными сообществами. И залогом процветания этого сообщества будут роботизованные производственные технологии.
Я говорю о своеобразной системе полисов, в которых тяжелым физическим трудом будут заняты автоматы и роботизированные комплексы. И это отнюдь не фантастика – даже сейчас, при нынешнем уровне развития технологий. Современные 3D-принтеры позволяют за небольшим исключением воспроизводить себя, могут производить инструменты и механизмы, и все это стремительно совершенствуется. Многие промышленные роботы уже давно функционируют по принципу 3D печати, и потенциальные возможности этих технологий поистине безграничны. Сырье для их работы скоро можно будет брать на любой помойке. Питать это будут источники альтернативной энергии, напечатанные на тех же принтерах, а роботизированные фермы, бесперебойно поставляющие еду уже стали реальностью – пускай пока на уровне экспериментов в отдельных странах. Коллективные Open Source модели позволяют разрабатывать передовые технологии и продукты, не требуя никаких инвестиций, кроме труда и знаний – что активно эксплуатируется всемирно известными компаниями, такими как Apple, Google, Tesla и другими. Все, что останется для человека – это создавать и совершенствовать новые технологии, занимаясь свободным творчеством.
Жить в изобилии, быть свободным от экономического диктата и свободно творить – разумеется, такая общественная модель является кошмаром для нынешних социальных элит. Ведь она лишает правящий класс рычагов контроля. Именно поэтому образование масс сводится к воспитанию орды безграмотных потребителей, полностью зависимых от производителей айфонов и гамбургеров, а общественная жизнь напоминает схватку обитателей дурдома за право считать собственную шизофрению единственно верной в отдельно взятой регистратуре. Войны, мода, индустрия грез, политическое шоу, наркотики и алкоголь – все направлено на то, чтобы не дать человеку оглядеться вокруг и понять, что утопия давно может стать реальностью, если он осознает необходимость за это бороться.
Конечно, до поры до времени такого человека можно заставить подчиняться силой. Однако, сеть свободных коммун – можно использовать любое другое слово, но мне представляется наиболее органичным и естественным именно такой уклад для сообщества, где все в изобилии и отсутствует принуждение – сможет отстоять свою независимость, а затем и полностью победить своего врага. Ведь их будут защищать не организованные в «добровольческие» батальоны наемники и не принудительно мобилизованные государством на защиту чуждых им интересов призывники, а люди, которые сознательно строят свое будущее.
Описанная картина пока что скорее напоминает фантастическую зарисовку, а не реальную жизнь. И отчасти это так – не все, о чем мы говорим и мечтаем, реализуемо на современном уровне развития технологий, многие из которых пока еще недоступны для массового использования. Но нужно понимать – при современных темпах прогресса все это может стать реальностью в считанные годы. И закладывать основу для будущих полисов нужно уже сейчас – тем более, что даже теперь такая кооперация способна обеспечить более высокий уровень жизни, чем у большинства наших сограждан.
Мы приступаем к созданию нашего полиса и будем рады видеть всех вас в числе свободных граждан этого нового «роботовладельческого» общества.
Дмитрий Мануильский
Читайте по теме:
Андрей Манчук. Колыбель демократии
Нина Пауэр. Каким будет мир без работы?
Майк Йогансен. Комуна
Артем Кирпиченок. Нужны ли нам Господа?
Алекс Вильямс, Ник Шрничек. Акселерационистский манифест
Бхаскар Санкара. Футурама. Маркс для ХХI-го века
Андрей Манчук. Стив Джобс. Последняя надежда
Андреа Кущевски. «Технологическое неповиновение»
Письмо признательности от богатого человека
Бен Хильер. Мир согласно Джине Райнхарт
Славой Жижек. Кто такой Джон Галт?
Ха-Джун Чан. Миф о «толпе бездельников»
Брайан Маккена. Маркс, Макдональдс и… вампиры
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>