Последние два месяца в постсоветской прессе появляются скупые сообщения о социальных волнениях в Мексике, которые вызваны учительскими протестами против образовательной реформы правительства. Этот конфликт привлекает острое внимание самых широких слоев населения, и широко освещается как в крупнейших изданиях страны, так и на оппозиционных ресурсах. Каждый день приносит новые сообщения о том, что учителя Мексики в различных регионах страны по-прежнему протестуют против грядущей реформы образования. Пик внимания к событиям пришелся на 19 июня, когда в индейском поселке Ночистлан, штат Оахака, во время полицейской операции по разгону демонстрации учителей были убиты 9 человек, и более сотни людей получили ранения различной степени тяжести. Со стороны полиции был открыт огонь, и в последующих за этим столкновениях погибли не только учителя, но и несколько полицейских.
Непропорциональный ответ властей на учительские протесты поднял всю Мексику, угрожая национальной забастовкой и активизируя протесты других профсоюзов. В мексиканских социальных сетях стали появляться фотографии, где представители различных профессий выкладывали свои фото с надписями: «Я медик, и я с учителями». «Я электрик, и я с учителями». «Я простая домохозяйка, и я с учителями».
Однако, интересно отметить, что в социальных сетях нет недостатка в комментариях другого рода – где обыватели ругают учителей за все грехи разом – за то, что их акции привлекают всеобщее внимание, за блокирование дорог, за оставленных без обучения учеников и запертые на замок классы. Кто же прав в этих ожесточенных спорах? Почему именно учителя начали национальный протест против неолиберальной политики властей, и что представляет из себя реформа образования, против которой они выступают?
Почему учителя?
В истории Мексики учителя всегда были двигателем социальных перемен – еще начиная с Мексиканской Революции 1910-1920 годов, когда они приняли активное участие в революционной борьбе. После революции был основан профсоюз (синдикат) работников образования, а учителя начали претворять в жизнь один из главных законов добытой в боях Конституции – право каждого на бесплатное образование, которого были лишены широкие массы самого бедного населения. Учителя были уважаемыми людьми – особенно на селе, где они преподавали детям основы так называемого социалистического образования. Его внедрял один из самых почитаемых и прогрессивных президентов Мексики – Ласаро Карденас. Еще будучи губернатором штата Мичоакан, в конце двадцатых годов прошлого века, он лично инспектировал сельские школы, следил за своевременной выплатой зарплат учителям, добился двойного финансирования сельским школам, многие из которых были основаны благодаря его усилиям – как и многие школы для индейского населения.
Луис Ареналь. «Ликвидация безграмотности».
В тридцатые и сороковые годы прошлого века учитель находился в центре жизни сельской общины – он был заводилой сельских праздников и зачинателем новых идей, свободно общался как с простыми работниками, так и с владельцами поместий. Функции этих людей не сводились к обеспечению образовательного процесса. К примеру, зачастую учителя собирались вместе в каком-либо поселке, разбивали парк, строили дороги для пешеходов, занимались уборкой – таким образом, они приучали людей к новому образу жизни. Взамен этого они получали не только небольшую зарплату от государства, общины или от владельца поместья, но и добровольные подношения от населения – в какой-то мере наследуя традицию отношения крестьян к священникам католической церкви, с которой у Мексиканской республики были крайне сложные отношения.
Обучение молодых учителей проходило в так называемых «Центрах педагогического сотрудничества», где молодые, недипломированные педагоги, которые называли себя «эмпирическими учителями», набирались опыта у старших коллег, которые имели государственный диплом и давно работали. Молодые учились у опытных педагогов тому, как организовать сложную учительскую работу: как разрабатывать план урока, как подавать новую тему, как вести воспитательную работу среди учеников. Как еще и сейчас вспоминают старики, эти учителя действительно имели учительское призвание, и могли называться Учителями с большой буквы. Они учили детей, как выдавливать масло из плодов инжира, как переплетать книгу, обучали их десяткам других навыков, которые мы сейчас назвали бы природоведением и основами безопасности жизнедеятельности. Учителя имели право инспектировать школы и носить пистолет. В мексиканской пост-революционной жизни двадцатых-тридцатых годов прошлого века слово «учитель» звучало гордо. И Мексика это помнит.
Однако, учителя не только получали поощрения от государства. Когда в новейшей истории Мексики случались волнения и последующие за ними государственные репрессии, они первыми принимали на себя удар. Упомянутое противостояние между молодой республикой и Католической церковью в тридцатых годах ХХ века вылилось в гражданскую войну, называемую «Кристиадой». Среди сельского населения Мексики было немало католиков, которые сопротивлялись «социалистическому образованию», исключающему религию из школьных предметов. Учителя-католики сопротивлялись новой программе, – но с другой стороны, среди учителей были немало и атеистов, сторонников просвещения, и убежденных противников католической церкви. Именно такие учителя, носители противоположных идеологий попали в самый накал противостояния между атеистами и католиками – учителей казнили и наказывали с обеих сторон: учителя горели живыми факелами, им отрезали уши, их расстреливали и изгоняли из школ и поселков. Со стороны государства понадобились немалые усилия, чтобы примирить враждующие идеологии.
Мексика не забыла жертвы учителей.
Учительский профсоюз и Движение сопротивления учителей
Первые десятилетия существования учительского профсоюза (который в настоящее время называется SNTE – Национальный синдикат работников образования) характеризовался временными альянсами с другими революционными силами, включая Коммунистическую партию Мексики. Однако, «левый поворот» в пост-революционной истории Мексики, создание «Народного фронта», лозунг «Единство любой ценой!» – не в последнюю очередь, под влиянием идей Коминтерна – закончился не совсем желаемым финалом. Центральный профсоюз работников Мексики (CTM), а также Синдикат работников образования (SNTE) пошли на сближение с правящей Институционно-революционной партией, что позволило государству навязать профсоюзу учителей свою бюрократию, контролировать его руководство, и привело к сращиванию профсоюзной верхушки с государством. Принципы социалистического образования эпохи Карденаса оказались утрачены, и в пятидесятых годах стала зарождаться оппозиция продажной верхушке учительского синдиката – так называемое «Учительское движение» (Movimiento magisterial), которое впервые проявило себя в 1958 году, когда учителя массово вышли на площади города Мехико, и десять лет спустя, в 1968 году, когда учительское оппозиционное движение развивалось параллельно студенческому движению, которое привело на площадь Трех Культур в Тлателолько тысячи протестующих студентов. Как известно, эта массовая демонстрация была расстреляна правительственными силами, что привело к многочисленным жертвам.
В семидесятые годы, на фоне понижения уровня жизни, особенно в самых бедных штатах Мексики – Мичоакане, Герреро, Чиапасе, Оахаке, Морелосе – стали возникать различные региональные учительские движения, которые в декабре 1979 года встретились на совместной ассамблее в городе Тукстла-Гутьеррес, столице штата Чиапас. Так впервые была создана оппозиция официальному синдикату учителей SNTE – появилась так называемая «Coordinadora», или Национальный координационный совет работников образования (CNTE). Чтобы окончательно разобраться в социальных протестах, инициируемых учителями, необходимо сразу отметить, что все последующие протесты учителей (в 1980, 1981, 1984, 1989, 2006 в Оахаке, в 2007 годах и в настоящее время) были организованы именно Координационным советом (CNTE), который не раз подчеркивал свою оппозицию продажной верхушке Синдиката (SNTE).
Региональные протесты
В штате Чиапас учительские протесты традиционно носят интенсивный характер – поэтому надо отметить, что нынешняя серия протестов учителей возникла в мае месяце именно здесь. Учителя блокировали федеральные трассы и проспекты города Тукстла, а затем протест перекинулся на соседний штат Оахака, где 19 июня произошли упомянутые трагические события.
В Чиапасе на центральную площадь города Тукстла продолжают приходить целые делегации из удаленных поселков штата – здесь можно встретить представители самых разных социальных слоев. Так, 9 июня 2016 года в Тукстлу пришла организация католиков из поселка Симоховель, которые явились с церковными хоругвями, и устроили митинг, где с самого начала объявили о своей поддержке учительской борьбы. В городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, который известен как туристический центр и как центр восстания Сапатистской армии национального освобождения (EZLN), местное духовенство тоже поддержало учительское движение (что неудивительно, так как ныне покойный епископ Сан-Кристобальской епархии Самюэль Руис считался «духовным отцом» сапатистов, и, не исповедуя левых взглядов, все же придерживался принципов Теологии Освобождения). Индейцы-сапатисты Чиапаса прибыли в Тукстлу-Гутьеррес со своими продуктами, чтобы организовать питание для учительских пикетов.
Организация «Pueblo Creyente» из поселка Симоховель.
Представители «Маленькой школы сапатистов» прибывают в Тукстлу-Гутьеррес, 27 июня 2016 г.
В настоящее время учительские протесты проходят по всей Мексике – в штатах Нуэво-Леон, Мичоакан, Герреро. Особенных успехов добилось учительское движение в штате Герреро, где в 2013 году учителями сельских общин Чипальсинго и местного Учительского движения (CETEG) был основано «Народное движение Герреро» (MPG), которое основано на согласии между общинными властями, учителями, и комунитарной полицией. Во время протестных движений, для предотвращения провокаций, собственные силы безопасности фильтруют и отсеивают незнакомых комбатантов, справедливо подозревая, что они привлечены на службу местными властями.
Не доверяя более государству, Мексика пытается выжить, организуясь в союзы на основе региональных и цеховых общин, управляемых местными выборными властями. Классовая борьба в Мексике продолжается – только сейчас пролетариатом стали другие социальные слои, такие как сельские учителя – которые, после нескольких десятков лет небрежения со стороны государства, стремительно скатываются в нищету. Поляризация общественного богатства, уничтожение среднего класса и обнищание населения не оставляют народу другого выбора.
Система государственного образования Мексики пока что дает наихудшие среди развитых экономических стран результаты – в частности, опубликованный в 2015 году отчет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) засвидетельствовал, что среди 34 стран-участниц, Мексика была на последнем месте по результатам академической успеваемости. При этом, в стране насчитывается около 30 миллионов учащихся, а мексиканский Профсоюз работников образования (SNTE), в котором состоят полтора миллиона работников, является самым крупным в Латинской Америке.
Между тем, система образования Мексики, включая официальный синдикат учителей SNTE, насквозь пропитана коррупцией и кумовством. Растрата средств и получение дохода с «мертвых душ» являются тут обычным делом. Гоголь живет в нынешней Мексике. И идеи находчивого Чичикова (кто из нас в седьмом классе не писал сочинение «Образ Чичикова»?) – находят успешное применение в мексиканских «роно» и «гороно». Это не преувеличение. Недавняя тотальная государственная проверка системы образования – первая за всю новейшую историю Мексики – установила, что штатные расписания образовательных учреждений включали в себя фамилии множества педагогов, которые либо уже вышли на пенсию, либо скончались от старости – но на бумаге они продолжают исправно получать заработную плату, и даже расписывались в получении.
Одним из злоупотреблений Профсоюза работников образования (SNTE) считается пожизненное получение рабочих мест выпускниками педагогических колледжей («escuela normal»). Выпускники-«нормалисты» не только получали пожизненное рабочее место учителя, но и имели право передавать его по наследству, вне зависимости от результатов своей работы. Также, рабочее место учителя можно было продать самым открытым образом.
Предложенная (и принятая Конгрессом) Образовательная реформа вводит 1). Автономию Национального Института оценки системы образования (INEE), который разрабатывает нормы оценки образования и меры по его улучшению; 2). Единую национальную систему оценки уровня образования по всей стране – то есть, унификацию параметров оценки образования, 3). Координационный совет по оценки уровня преподавательского состава; 4). Разрабатывает нормы прозрачной системы конкурсного назначения учителей на должность, чтобы избежать злоупотреблений и наследственной передачи учительских должностей; 5). Обучение и повышение квалификации учителя, что провозглашается ключевым фактором для улучшения образования учащихся; 6). Введение Системы технической оценки состояния школ и более жесткий локальный надзор за системой повышения квалификации учителя; 7). Широкую автономию школ по административному самоуправлению и укреплению собственной инфраструктуры; 8). Изменения в административной системе управления образованием, чтобы искоренить предпосылки к коррупции.
Обыватели утверждают, что учителя дерутся за то, чтобы сохранить свои привилегии и избежать аттестаций. Однако, все обстоит совсем не так. На первый взгляд, система аттестации кажется вполне приемлемой и щадящей – учитель может пройти аттестацию с трех попыток, причем периоды между попытками могут быть равны одному году, чтобы у соискателя имелась возможность заняться необходимой самоподготовкой. Однако, система оценки учителей (смотри пункт 2) имеет огромные недостатки. Именно они насторожили учительскую общественность, и побудили учителей выйти на улицы. Аттестация учителей должна проводиться по единому «опросному листу», который совершенно не учитывает региональные и социальные особенности различных штатов – хотя Мексика известна своим неравномерным развитием. Например, штат Чиапас имеет богатейшие природные ресурсы, вырабатывает своими гидроэлектростанциями энергию для половины Мексики, добывает нефть, но с социальной точки зрения имеет наибольший процент маргинализированного населения, за счет хронической бедности индейских поселков и неравномерного распределения общественных ресурсов. Уровень квалификации здешних сельских педагогов объективно не такой высокий, как в индустриально-развитых штатах – таких, как Нижняя Калифорния или Синалоа? Естественно, их уровень подготовки ниже, и им будет крайне сложно пройти этот тест. Даже ученики понимают, что подобная «аттестация» нацелена не на оценку квалификации преподавателя, а на сокращение учительских мест в сельских общинах, за счет чего планируется сэкономить средства для повышения зарплаты другим педагогам. А увольнение учителей – особенно, в сельской местности – повлечет за собой закрытие государственных школ. Частные школы не по карману бедным, и, таким образом, реформа полностью ликвидирует для них право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией.
Участники протеста против реформы образования указывают на то, что она взваливает на педагогов все бремя реструктуризации образовательной системы. Учительство хотят уничтожить, как самый революционный класс Мексики – считают учителя. И они правы. С уничтожением Учителя в Мексике не останется и Образования.
А ведь сельские учителя в мексиканской глубинке очень часто стараются разрешить практически неразрешаемые проблемы – при отсутствии должного финансирования сельских школ, они изобретают всяческие способы, чтобы дети беднеющего населения по-прежнему ходили в школу, чтобы школа их привлекала, чтобы в школе им было интересно. Многие дети часто бросают школу, и уходят «на промысел» вместе с родителями – торгуют фруктами и пакетиками с арахисом на трассе, голосуя проезжающим машинам. Или помогают собирать урожай, батрача на соседних усадьбах. Иногда учителя – особенно в индейских поселках, и особенно женщины – сами отдают свой завтрак тем ученикам, у которых нет денег на школьные завтраки. Очень часто учителя проявляют чудеса изворотливости, чтобы продолжать обучение – на фоне ухудшающейся экономической обстановки в стране, где правительство исправно рапортует об увеличении ВВП и очередных отвлеченных показателях экономического роста.
Кроме того, реформа вызвала нарекания потому, что она предоставляет школам так называемую широкую хозяйственную автономию – что, несмотря на благозвучное звучание этих слов, по сути, означает перевод школы на хозрасчет. Таким образом, государство скидывает с себя все заботы о региональных школах и переводит их на содержание родителей и местных властей. В Мексике школы тесно сотрудничают с «отцами семей», которые плотно вовлечены в систему финансирования школы и вынуждены решать различные административные вопросы. Дополнительная финансовая нагрузка на «отцов семей» («padres de familia») заставила многих мексиканцев выйти на улицы, и присоединиться к протестам учителей. «Образование не должно быть платным!» – требуют мексиканцы.
«Ты учитель и не сдал аттестацию?
Тогда ты, наверное, депутат или сенатор.
Там не требуется образование, не требуется экзамен,
а ежемесячная зарплата составляет 148.558 песо (около 9 тысяч долларов)
Тебе не нужно искать работу,
и ты можешь спать в течение рабочего дня».
Многих мексиканцев – особенно представителей среднего класса – раздражает учительский протест: блокирование автотрасс и расположенные на центральных улицах городов пикеты («plantones»). Но учителя отвечают, что за неудобства граждан не в последнюю очередь отвечают нанятые государством провокаторы.
В целом, можно резюмировать, что реформа образования в Мексике действительно является насущным и необходимым шагом не только для развития страны, но и для предотвращения ее постепенной деградации. Однако, структурные реформы в неолиберальном государстве основаны на экономических расчетах, в то время как наступает момент – и в Мексике все чаще говорят о его приближении – когда экономические и поверхностные реформы не срабатывают. Необходимо менять политику государства – то есть, всю государственную систему в целом. Возможно ли это? В настоящее время важнейшие отрасли социальной жизни общества – здравоохранение, образование, банковские и муниципальные услуги, телекоммуникации, страховые услуги – повсеместно скупаются транснациональным капиталом. Здесь сказывается разрушительное действие TiSA – навязанное из США Соглашение о торговле услугами, которое распространяется и на образовательные услуги. Многие мексиканцы уверены, что реформа не просто нацелена на выдавливание государственного сектора из системы образования – она открывает широкий коридор для иностранных коммерческих поставщиков образовательных услуг.
Тики Таракихи
Автор приносит благодарность своим мексиканским друзьям, которые помогли разъяснить ситуацию и определить структуру статьи.
Читайте по теме:
Андрей Манчук. Сёла без школы
Субкоманданте Мойсес. «Завтрашний человек будет другим»
Александр Панов. Десять ножей в спину революции РАН
Владимир Фридман. Какая система образования нам нужна?
Виталий Лукащук. Репрессии в украинских университетах
Олег Ясинский. Призыв из Мексики
Артем Чапай. Ель-Пасо блюз
Химена Нейра Оеренс. «Старые грабли» Аргентины
Дмитрий Штраус. Венесуэла: причины поражения
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>