Философы обычно сидят в кабинетах и, попивая чай с вареньем, отвечают на такие вопросы – «что такое бытие?», «каково место человека во Вселенной?», «что такое философия?», «сколько обществу нужно философов?»
Ой, стоп... Что-то не то... Вроде бы вопрос о том, сколько философов востребовано обществом – это не к философам. Но тогда перед кем же стоит такой вопрос – и кто дает на него ответ? Да никто, вроде. Никто и не задумывается о том, какое количество людей должно потратить четыре или пять лет своей жизни (ведь для получения специальности «философ» требуется высшее образование) – чтобы потом они, в свою очередь, потратили всю свою оставшуюся жизнь, объясняя другим, что те делают на этой полной слёз и страдания Земле. Ну, разве что об этом вспоминают ректоры университетов и министры образования, которые подписывают бумаги с планами приема на эту специальность. Но вот о том, есть ли достаточно рабочих мест, чтобы трудоустроить всех тех, кто получает диплом с квалификацией «философ» – вот об этом точно никто не думает.
Давайте пока оставим в стороне эту проблему и зададимся вопросом – «А сколько обществу нужно операторов колл-центров?». Тут ответ очевиден! Ровно столько, чтобы продать всё перепроизведенное, излишки производства, не являющиеся необходимыми для общества. Общество реквестирует часть собственных ресурсов, чтобы распределить то, что ему самому не нужно. Но ведь для того, чтобы потребить больше, чем имеешь возможностей, нужно особое умение! Или даже настоящее волшебство – ведь в ёмкость, вмещающую 200 миллилитров воды, не поместится литр.
Формально, для того, чтобы работать в колл-центре, не нужно никакого образования – но работа на должности, не требующей квалификации, не запрещает иметь высшее образование. Такое случается, если обладатель высшего образования не может найти никакой другой работы. Именно так сложилась судьба главной героини фильма «Вся жизнь впереди» Марты, которая с отличием закончила философский факультет – но никто не позаботился о том, чтобы философы работали на ставке штатного философа. И потому, в отсутствие работы по специальности, они становятся журналистами жёлтой прессы, сценаристами сериалов и телешоу. Как вариант – работают в издательстве, если там есть достаточно близкие знакомые или родственники. Но некоторые, такие, как Марта, не могут устроиться даже на квалифицированную работу не по специальности. Сначала она работала няней, а потом пришла в колл-центр.
Общество смогло предложить Марте деньги только в обмен на четыре часа непрерывных звонков с предложением купить совершенно бесполезный агрегат. Эта работа также предполагает бонусы в виде ежедневной «мотивации сотрудников», сексуальных домогательств начальства, отсутствия социальных гарантий и невозможности сходить в туалет больше двух раз за рабочий день. Кто стал бы терпеть такое? Только тот, кто не может найти другую работу – или же журналист, проводящий журналистское расследование. И терпят, не обращая внимания или насмехаясь над профсоюзными работниками, которые указывают на унизительные и неприемлемые условия труда. Ведь сколько профсоюзных работников нужно обществу? У общества, которому нужны миллионы работников колл-центров, нет возможности платить зарплату всем профсоюзным работникам. Профсоюзник Джорджио, с говорящей фамилией Конфорти – один из из тех, кто получает деньги за свою работу. Он раздает листовки в автобусе, на котором работники колл-центра уезжают с работы, и способствует постановке пьесы о жесточайших условиях труда прекариата, основанной на фактах, о которых рассказала ему Марта.
Хотя оплата труда уравнивает всех работников колл-центра, высшее образование становится для Марты конкурентным преимуществом. Она умеет пользоваться поисковиком, чтобы найти больше общих тем с клиентом, проявляет такие качества, за которые Самый главный босс – Клаудио – решает поставить ее на место менеджера Даниелы. Марта, как философ, стоически относится ко всему, что с ней происходит. Её квалификация даёт ей надежду, что она сможет найти другую работу (конечно, не обязательно квалифицированную). Она не будет делать порносайт и заниматься проституцией, как её коллега из колл-центра, потерявшая работу из-за театральной постановки. Пусть Марта писала диплом о Хайдеггере, но мы ценим мыслителей не за их связь с политическими организациями, а за то, что они учат нас мыслить. Умение мыслить позволяет главной героине оценивать ту конкретную ситуацию, в которой она находится, и искать выход из неё. В отличие от работников колл-центра, которые не получили высшего образования.
Главный конфликт фильма – между профессиональными навыками и их невостребованностью – разрешается в виде мелодраматической реплики девочки (чьей няней была Марта) – когда девочка вырастет, она хочет стать философом. Но каким будет общество, когда вырастет этот ребенок? Будем надеяться, что в нем будут рабочие места для философов и не будет ничего похожего на колл-центры.
Этот фильм – не об экзистенциальных терзаниях выпускницы философского факультета, обильно снабженных цитатами из Канта. Этот фильм о том, что все люди обычны в своей человечности – и функциональность в виде профессии лишь направляет эту человечность в определенную общественную сферу. Он полон иронии, гуманизма и содержит пару секунд обнаженки – хорошее кино, если не считать одну цитату из Хайдеггера.
Лина Мядзведзева
Читайте по теме:
Бернардо Бертолуччи. Сжатый кулак в Венеции
Славой Жижек. Европейский стиль
Билл Муллен. Шик, блеск и Гэтсби
Жан-Поль Сартр. Письмо об «Ивановом детстве»
Кен Лоуч. Воссоздать дух сорок пятого
Ирина Чеботникова. Другое лицо французской анимации
Андрей Манчук. Интервью со Светланой Басковой
Саймон Хаттенстоун. Семь рюмок с Аки Каурисмяки
Александр Гусев. Docudays UA. Дневник фестиваля
Лидия Михеева. Что смотреть восьмого марта
Алексей Цветков. «Жизнь Пи» – атеизм невыносим?
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>