Нужно признать – несмотря на то, что сценаристам и режиссерам немецкого сериала «Вавилон-Берлин» все чаще приходится выходить ради сюжета своего детища за рамки законов природы и здравого смысла, им пока еще удается создавать вполне пристойный продукт, достойный критического анализа слева.
В частности, второй сезон фильма «Вавилон-Берлин» дает нам довольно реалистическое представление о политической структуре Веймарской Германии и рассказывает о вызовах, с которыми она сталкивалась. Нельзя сказать, что это порождение проигранной мировой войны пользовалось любовью и лояльностью своих граждан. На протяжении всей своей короткой истории Веймарская республика постоянно подвергалась атакам и справа и слева. Правые – монархисты и фашисты – видели в этом буржуазно-демократическом государстве отступление от «германского порядка», – ежеминутное напоминание о позоре Версаля. Левые – прежде всего, коммунисты – мечтали завершить Немецкую социалистическую революцию, начатую в 1918 году. Гарантами стабильности системы были социал-демократы и католические партии, формировавшие коалиционные правительства Рейха в 1920-е годы. Особой структурой – «государством в государстве» – был рейхсвер – серьезно урезанная после поражения армия, которая проводила линию на тайное перевооружение и увеличение своих рядов.
В отличие, от Австрии или других стран где после Первой мировой войны тоже пришли в власти социал-демократы, немецкие Эберты отказались проводить даже минимальные социальные реформы, ограничившись частичными буржуазно-демократическими преобразованиями. В этом плане их политика предвосхитила курс западных социал-демократий, который они осуществляют после распада СССР. Другим характерным сходством веймарских социал-демократов с их нынешними однопартийцами был яростный идейный антикоммунизм. Социал-демократы не только подавляли рабочие и коммунистические восстания руками фашистских боевиков из фрайкоров, но и были убежденными противниками всякого сотрудничества с Советским Союзом. Этим они отличались даже от консервативных политиков типа Вальтера Ратенау и рейхсвера, которые ради восстановления экономической и военной мощи Германии были готовы идти на тайные сделки с Красной Москвой.
В 1926 году судебные разбирательства, связанные с деловыми контактами фирмы «Юнкерс», повлекли за собой публикации ряда секретных материалов, относящихся к тайному советско-германскому сотрудничеству военных. Социал-демократические депутаты рейхстага воспользовались этой утечкой для раздувания громкого политического скандала. Газета «Форвертс» писала о «гранатах, поставляемые СССР рейхсверу для убийства немецких пролетариев», резонно умалчивая, что приказы стрелять в рабочих в то время отдавали социал-демократические министры и полицай-президенты. В итоге, дело было закрыто под давлением правительства и военных – но оно ясно показало, что социал-демократы категорически не желают никакого сотрудничества с коммунистами. Несмотря на то, что этот раскол открывал дорогу к власти для ультраправых.
Как можно видеть, все эти реальные исторические события находят свое отражение в сериале «Вавилон-Берлин», интрига которого вращается вокруг поезда с боевыми отравляющими газами, поставляемыми из СССР в Германию в рамках тайного сотрудничества военных. Оппонентом рейхсвера и советского посольства является социал-демократическая полиция Пруссии. По всей видимости, не случайно и то, что инспектор Гереон Рат и некоторые его сотрудники выведены в фильме католиками, которые также относятся к «здравым силам» демократического веймарского центризма.
В целом же интрига картины неспешно разворачивается в акунинско-фандоринском ключе – благородные, но не лишенные отдельных недостатков полицейские агенты отражают угрозы справа и вызовы слева. И здесь нельзя, не обратить внимание на то, как творческая мысль Хендрика Хандлёгтена и Тома Тыквера повторяет находки и идеи их российских коллег создавших «Империю под ударом» или «Тайного советника». Это можно заметить в образах молодого инспектора Янике и начальника тайной полиции Августа Бенды, чье убийство в результате нацистской провокации очень напоминает покушение на Столыпина.
Одним словом, немецкие киношники тоже считают революцию плохой и вредной затеей, а коммунисты являются для них нерукопожатыми врагами и агентурой внешних врагов, с которыми приходится драться честным охранителям из полиции. Социал-демократы не очень изменились со времен Веймара – и это видно не только по ситуации в бывших постсоветских странах, но и на примере антипутинской Европы.
Артем Кирпиченок
Читайте по теме:
Сергей Киричук. «Молодой Карл Маркс». Премьера
Андрей Манчук. «Drinking rum and Coca-Cola»
Артем Кирпиченок. Новые выборы в «Карточном домике»
Cлавой Жижек. Политика Бэтмена
Артем Кирпиченок. Шпион, который пришел с Запада
Саймон Хаттенстоун. Семь рюмок с Аки Каурисмяки
Поль Морейра. Что скрыто за масками «украинской революции»
Алексей Блюминов. «Облачный атлас»: выбор сопротивления
Андрей Манчук. Апокалипсис сегодня
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>