Со времен «Ричарда Третьего» зритель испытывает слабость к образам честолюбивых злодеев, стремящихся к вершинам политической власти. Похоже, что в последние годы сей славный пантеон пополнил еще один запоминающийся образ – Фрэнк Андервуд, персонаж Кевина Спейси из американского сериала «Карточный домик», где как раз завершился показ очередного сезона.
Сразу отметим, что в отличии от Ричарда III, Бориса Годунова или Гражданина Кейна (аллюзия на реакционного газетного магната Уильяма Херста) у Френка Андервуда не было прямого исторического прототипа. Речь идет о собирательном образе, в котором сценаристы и режиссеры похоже попытались вместить все смертные грехи. Андервуд – убийца, прелюбодей, содомит, лжец, богохульник и клятвопреступник. Да, и еще он помочился на могилу своего папочки, что немедленно вызывает в памяти любимую игру начинающих маньяков – «Postal». Но от этого президент-злодей не становится карикатурным персонажем – напротив, Фрэнк Андервуд пугающе реален.
Почти в каждом сезоне мы видим аллюзии на те, или иные политические скандалы, связанные с историей Белого Дома и американской власти в последние полвека. Мы помним, как Джеральд Форд был без всяких выборов назначен вице-президентом после отставки Спиро Агню, а затем занял президентский пост после импичмента Никсона. Мы помним, как Линдон Джонсон стал президентом после убийства своего предшественника – причем, вице-президента Кеннеди не раз обвиняли в заговоре против своего шефа. Практически каждого американского президента несложно уличить во лжи и клятвопреступлениях – так, Билл Клинтон был пойман «на месте преступления» с практиканткой Белого Дома Моникой Левински, и, не моргнув глазом, обманул нацию относительно подробностей этой скандальной истории. После чего, по удачному стечению обстоятельств, началась война в Косово, которая позволила президенту сохранить свое место. Ну а семейственность внутренней политики США, в духе расхожего выражения: «президентом может стать каждый американец, если он происходит из семьи Бушей или Клинтонов», давно уже стала притчей во языцех. Отметим, что на фоне реальных американских президентов у Андервуда есть даже какие-то преимуществ – во всяком случае, он не записывал разговоры своих политических противников, и не носился по Овальному кабинету с тирадами про «глобальный жидовский заговор», подобно Ричарду Никсону.
Помимо этих исторических фактов, «Карточный домик» знакомит зрителей и с другими реалиями американской общественной и политической жизни, которые мы, жители Старого Света, не любим или не хотим замечать. Миллиардер Реймонд Таск, который, по сюжету фильма, спонсировал приход к власти президента Уокера, фактически определяет внешнюю политику США к своей вящей выгоде. Журналист Лукас Гудвин становится жертвой провокации ФБР и отправляется в тюрьму как террорист. Конгрессмен Питер Руссо немедленно предает своих избирателей-рабочих, как только ему предлагают пост губернатора. Съезд Демократической партии показан как заранее срежиссированное шоу в духе партсъезда застойного СССР. Одним словом, мы видим в сериале все, кроме одного – демократии.
Но, все-таки, основная аудитория зрителей «Карточного домика» – это сами американцы. И сегодня у них есть прекрасная возможность сравнить то, что происходит на телеэкранах, с тем, что происходит сейчас на праймериз, кокусах, и будет происходить осенью на избирательных участках страны. И здесь порой немудрено перепутать реальные выборы с экранной картинкой. Хиллари Клинтон – не менее зловещий персонаж, чем ее телевизионное альтер-эго Клэр Андервуд, борется за выдвижение на пост президента с левым демократом Берни Сандерсом. Клинтон победила на праймериз в штате Флорида, который запомнился всем скандальной развязкой президентских выборов 2001 года, когда предполагаемые махинации, организованные под контролем местного губернатора Джеба Буша, позволили его брату Джорджу Бушу-младшему победить демократа Альберта Гора. Однако, тут же выяснилось, что суммарный итог голосования на за Клинтон и Сандерса составил 106% голосов – что почти наверняка свидетельствует о подтасовках. Избирательные участки, на которых преобладают сторонники Сандерса оказываются закрытыми, а корпоративные («свободные») СМИ прилагают все усилия, чтобы побыстрее похоронить неожиданного конкурента фаворитки истеблишмента.
Мы не можем сказать, чем закончатся нынешние, 58-е выборы президента США – как в сериале, так и в жизни. Но вполне очевидно, что они станут нелегким испытанием для политической системы Америки. То, что было прогрессивным и передовым два века назад, сегодня постепенно превращается в архаичный карточный домик, служащий интересам правящей олигархии. Вопрос заключается лишь в том, когда американский народ пожелает извлечь из этого непрочного сооружения первую карту.
Артем Кирпиченок
Читайте по теме:
Андрей Манчук. «Drinking rum and Coca-Cola»
Алексей Цветков. «Жизнь Пи» – атеизм невыносим?
Андрей Манчук. Призрак надежды
Бернардо Бертолуччи. Сжатый кулак в Венеции
Cлавой Жижек. Политика Бэтмена
Саймон Хаттенстоун. Семь рюмок с Аки Каурисмяки
Илья Деревянко. Давным-давно, в далекой галактике
Билл Муллен. Шик, блеск и Гэтсби
Алексей Блюминов. «Облачный атлас»: выбор сопротивления
Андрей Манчук. Апокалипсис сегодн
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>