Снова в седле?Снова в седле?Снова в седле?
Дискусія

Снова в седле?

Михаил Придворов
Снова в седле?
Не стоит строить иллюзий на счет того, что «казачество» будет защищать Конституцию, права и свободы человека
28.04.2018

«Возрожденное» казачество

«Дремлющие гены воинов и патриотов вновь проснулись» – считает епископ Павлово-Посадский Кирилл. Но далеко не все согласны с его словами – высказывания «ряженые» и «клоуны» часто адресованы в сторону современного казачества. Причем среди критиков встречаются, как и обычные люди, так и сами казаки. Одной из ключевых причин такого раскола стала особенность возрождения казачества в 1990-х годах и роль российского государства в этом процессе.

Споры о происхождении казачества продолжаются до сих пор. Но в рамках данной статьи казачество будет затронуто не как этнос или социальная группа, а скорее как ряд политизированных организаций, которые преследуют определенные цели.

Обозначить четкую дату начала возрождения непросто. Еще в СССР 14 ноября 1989 года, в декларации Верховного Совета «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», было закреплено право российского казачества на реабилитацию. А во время парада суверенитетов и развала СССР даже провозгласили несколько казачьих «государственных» образований.

В самом начале этого процесса казачество в основном воссоздавалось стихийно, однако вскоре государство вмешалось в этот процесс. Уже в январе 1995 года было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

Со временем одни управления и должности сменялись другими, неизменным оставалась тесная взаимосвязь части казачества и власти. Именно это и пришлось не по нраву некоторым «нереестровым». «Реестровые» казаки, по их мнению, не соблюдают традиции и культурные устои казачества и потому не могут называться казаками. Особенно резкой критике подвергается закон «О государственной службе российского казачества». Противники закона видят в этом превращение казачества в безликих дружинников, которых интересуют только деньги, а не идеи.

Итогом возрождения стало появление множества в основном тесно связанных с действующей властью организаций и войсковых казачьих обществ. Еще в 1996-1998 годах в государственный реестр казачьих обществ были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское».

Существуют ли другие казаки? Разумеется. За исключением мелких маргинальных группировок, большинство из них живет обычной жизнью. Казаками, по их мнению, их делает культура и сохранение традиций, а не удостоверение и зарплата.

Казачьи общества

Союз казаков России – самая старшая и наиболее признаваемая казачья организация России. Примечательно, что Верховный Атаман Союза Казаков является членом совета при президенте РФ по делам казачества. По словам Верховного Атамана, в организации числится более полутора миллиона человек. Кроме численности «Союз казаков» известен еще тем, что его члены участвовали в вооруженных конфликтах в Приднестровье и на Донбассе. СКВРиЗ (Союз казаков-воинов России и Зарубежья), официально зарегистрирован, а Верховным Атаманом организации является депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия», по совместительству – казачий генерал.

Помимо этих и других, более мелких сообществ, в России действует 11 реестровых войсковых организаций. Формальные задачи у этих обществ различны: военно-патриотическое воспитание, участие в предотвращении и ликвидации ЧС, охрана природы, культурных объектов и правопорядка, помощь при борьбе с терроризмом.

Финансирование всех казачьих формирований тоже происходит со стороны государства и за счет областных бюджетов. В основном средства идут на зарплаты за патрулирования улиц. Однако казаки не остановились на поддержке правопорядка. Кубанское казачье войско – первое в России, которое в 2013 году организовало работу частного охранного предприятия. Называется оно «Пластуны». И это не единичный случай. Частные организации казаков созданы во всех 11 зарегистрированных в российском реестре войсковых казачьих обществах. Можно заметить, что преданность казачьих организаций к государству активно поддерживается рублем.

Представители современного российского казачества открыто говорят о преемственности со старыми казачьими войсками, которые выполняли роль царского спецназа. И с этим сложно спорить. Связь современного казачества и казачества времен XIX – начала XX века действительно существует. Подобно казакам прошлого, их современники участвуют во всех военных авантюрах государства, от участия 96-го казачьего полка в конфликтах в Приднестровье и Чечне, до недавних конфликтов Союза казаков России на Донбассе.

Нетрудно заметить, что казачьи организации в России не имеют ничего общего с возрождением традиций и культуры казачества. Наряды и ритуалы скрывают подлинную суть – эффективный бизнес при поддержке государства. Есть ли отличия этих войск от обычных дружинников? Да, и об этом будет рассказано ниже.

«Идейный стержень» казачьих организаций

Атаманы Союза казаков России предлагают считать гражданскую войну оконченной, прекратить раскалывающие казачество споры о «белых» и «красных» казаках и вообще отойти от политики, направив силы на реальное, культурное возрождение казачества. Простые казаки и так не вмешивались в политику – но, к сожалению, многие радикалы не захотели услышать призыв прекратить вражду.

Общественности хорошо известны многочисленные преступления одного из лидеров возрождения казачества, атамана Петра Молодидова и его сторонников. «Мы не можем смириться с тем, что какие-то дикие кавказские племена имеют прав больше, чем казачество» – публично говорил человек, имеющий 7 судимостей. При его античеловеческих поступках и высказываниях его «наказания» зачастую были чисто символическими. Преступник до сих пор популярен среди части казачества и радикальных правых, один из бардов даже посвятил ему хвалебную песню «Господин хорунжий».

Помимо преступлений на почве национализма казачьи организации участвовали в подавлении политической оппозиции. Весной 2017 предвыборный штаб Алексея Навального сообщил о нападении казаков. Примечательно, не прошеные гости пришли как раз во время пресс-конференции с Евгением Панчуком – казаком, не согласным с политикой действующей власти. Сам Панчук примечателен тем, что в прошлом участвовал в операциях в Крыму незадолго до его присоединения к России. Однако позже он оперативно сменил «сторону» в этой войне, и благодаря своим действиям стал чрезвычайно востребован в государственной пропаганде «другой» стороны этого затяжного конфликта.

Казаков нередко исключают из «реестровых» за свои убеждения. Так, в 2014 году возник конфликт вокруг казака Григория Учкурова. Он узнал на видео с нападением на членов группы «Pussy Riot» атамана Центрального районного казачьего общества Сочи Николая Куца. То есть, для исключения из «казачества» даже не обязательно участвовать в митингах или высказывать недоверие власти. Достаточно просто проявить человечность и сообщить имя преступника и сообщить об этом властям.

Налицо очевидное лицемерие, как казачьих организаций, так и сил, их покрывающих. Радикальный националист и убийца выходит на свободу за откровенный террор. Несогласных с политикой «верхушки» казачества просто выгоняют из организаций и преследуют. В этом и заключается их главный «идейный стержень». К настоящему казачеству это не имеет никакого отношения.

Что ждет впереди?

«Не сомневайтесь, государство и впредь будет вас поддерживать. А дальше все зависит от вашей инициативы, воли, принимаемых решений» – говорит полномочный представитель президента РФ в ЦФО Александр Беглов. Невозможно не согласится с этими словами, ведь эти же люди и приняли ключевое участие в создании именно такого «казачества», каким оно известно сегодня. И нет сомнений, что воля и решения атаманов и в будущем будут совпадать с политикой власти. Ведь кому надо кусать кормящую руку?

И не стоит строить иллюзий на счет того, что «казачество» будет защищать Конституцию, права и свободы человека. Можно ли быть уверенным, что эти силы станут так же преданно служить государству, которое перестанет тратить на них миллионы? Или, что еще хуже, если у власти там окажутся либералы или социалисты? Разумеется, нет. Оставшись без средств, эти люди станут делать то, что умеют лучше всего – наводить «порядок» самостоятельно. И этот порядок может стать кошмаром для несогласных.

Михаил Придворов

Читать по теме:

Сергей Вилков. За кого голосуют «вконтакте»?

Артем Кирпиченок. Почему невозможен лево-либеральный альянс?

Александр Рыбин. Левые-провинциалы и левые-москвичи: в чем разница

Алексей Сахнин. Российские выборы: народ безмолствует

Юрий Латыш. Эпоха демодернизации

Фархад Измайлов«Яблоко» и его программа

Алексей Этманов«Надо заниматься политикой»

Андрей Манчук. Фото девяностых

Валентин Урусов«В тюрьме меня пытались сломать»

Георгий КомаровПроживем без «Дождя»

Сергей КозловскийСнос ларьков и сила привычки

Анна БрюсЖивой щит из скелетов в шкафу


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал