Не раз и не два возникала в полемике о либерализме тема свободы. Да, социализм – это свобода. И капитализм – это свобода. Но что она такое? И кто пользуется ее плодами?
Думаю, никто не станет спорить с тем, что свобода – это ничем не ограниченная возможность саморазвития. Хочешь лететь в космос – лети; хочешь курить трубку на крыльце дома – кури. И такая свобода достигалась в истории много раз. Но она становилась достоянием избранных, которые получали ее за счет обреченных на несвободу масс.
Из-за чего так складывается, думаю, подробно пояснять не надо – ресурсы в распоряжении общества в каждый момент времени конечны. Средства на то, чтобы обеспечить жизнь человечества по принципу «...пусть никто не уйдет обиженным» нельзя достать из шляпы фокусника. Их можно только перераспределить. Если читатели играли в какую-либо из серии глобальных стратегий, они непременно вспомнят бегунки распределения средств бюджета – усиливая одну статью расходов, ослабляете остальные. И вот вокруг этого-то перераспределения и ломают копья социализм и капитализм.
Капитализм предполагает (по крайней мере, в идеальной форме либерализма) распределение в пользу рыночно эффективных членов общества, за счет менее «шустрых». А конкуренция должна позволить «эффективным» сменять друг друга у кормила экономики к вящему ее прогрессу.
Разумеется, в реальности эта схема омрачена «нечестной игрой» монополий и криминала. А концентрация капитала в руках богатого меньшинства никогда не дает участникам рынка равных стартовых условий. Кроме того, по иронии судьбы, для сохранения экономической свободы либерализма требуется весьма жесткое ограничение этой свободы рукой государства – что было доказано еще до Пиночета.
На выходе мы имеем общество, в котором перед одним открыты буквально все существующие пути – в космос (пусть даже туристом), в науку, в ночной клуб; А 99% его сограждан вынуждены прозябать без всяких жизненных перспектив. В лучшем случае, им достается ненавистная работа, чтобы поддерживать свою никому не нужную жизнь. В худшем – безработица, голод и нищета.
А ведь можно с самого начала провозгласить главный и неизбежный ограничитель личной свободы – принцип справедливости. Он гласит – краюха хлеба, пусть и по голодной мерке, должна быть разделена всеми поровну. Именно справедливость есть стержень социализма. Справедливость – это возможность предоставить максимально возможную свободу саморазвития максимально возможному количеству членов общества – в идеале всем трудящимся, но не за счет кого-либо из них.
Именно равноправное социалистическое общество трудящихся, жертвующих частью ресурсов для справедливого распределения, диалектически тонко чувствующее границу между личной и общей свободой, есть высшая форма развития человечества.
Да, самоограничение и ограничение личной свободы будет встречаться при этом на каждом шагу. Ведь новое общество всегда будет развиваться во враждебном окружении сил реакции, а враждебные силы будут противодействовать ему изнутри. Отсюда потребность в аппарате принуждения, в мощных вооруженных силах (а, следовательно, и в централизованном мощном ВПК) для защиты границ социализма. Она сохранится до самого конца мировой системы капитализма – и только тогда не нужно будет отрывать необходимые для нее ресурсы от образования и медицины, от изучения космоса и атомного ядра. Государственная машина отомрет лишь тогда, когда социалистическое общество станет всемирным.
Альтернативой общественному самоограничению является современная общественная модель – иерархическая павианья стая, с альфами и париями, которая грозит человечеству очередной мировой войной.
Выбор – за нами.
Читайте другие материалы дискуссии о левом либерализме:
Катерина Максименко. «Почему я левая либералка?»
Алексей Цветков. «Почему я не «левый либерал?»
Роксолана Машкова, Иван Шматко. «Между ложными альтернативами»
Дмитро Галко. «Почему я левый либерал. Взгляд из Беларуси»
Артем Кирпиченок. «Не будь скотом у Лукашенко! Будь скотом у буржуев?»
Александр Шепетуха. «Справа – налево. Еще раз о левом либерализме»
Михаил Магид. «Социально-революционный ответ на либерализм и большевизм»
Катерина Максименко. «Актуальность социал-демократии»
Игорь Багачак. «Левые либералы и корабль дураков»
Леонид Грук. «Манилов и либерализм»
Константин Максименко. «Сказка с намеком»
Михаил Магид. «Что такое социализм?»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>