Дорогие друзья, настала пора возвращаться в реальный мир. Сериал «Игра престолов» наконец подошел к концу – после восьми лет триумфального шествия по планете. На основе серии книг Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» было создано захватывающее постмодернистское шоу, где поначалу не было хороших или плохих героев, не было никакой морали и общественных интересов. Сюжет книги, а так же первых сезонов сериал по сути дела являлся интригой ради интриги – и этой чистоте жанра позавидовал бы сам его основатель Никколо Макиавелли.
Отдадим должное автору – Мартин мастерски показал столкновение противоположных интересов противоборствующих феодальных кланов и отдельных лиц, сражающихся за власть, богатство или за собственное физическое выживание. Неудивительно, что миллионы людей, включая автора этих строк, не без удовольствия потребляли эту очередную разновидность опиума для народа. Однако этот постмодернистский праздник жизни не мог продолжаться вечно.
Конечно, здесь сыграли роль и чисто технически моменты. Последние тома саги Мартина сложно было читать без толкового словаря персонажей, списка населенных пунктов и родовых древ крупнейших родов. Интрига пожрала саму себя. Похоже, что и сам автор запутался в хитросплетении своих сюжетов. Его последний роман «Ветра зимы» так и не дописан, и учитывая возраст творца, трудно рассчитывать, что сага вообще когда-нибудь будет завершена. Хотя в этом случае ее, скорее всего, продадут по сходной цене другим авторам – в качестве коммерчески перспективной франшизы.
Естественно, такая ситуация не могла удовлетворить владельцев и продюсеров канала НВО, выпускавших все это время сериал «Игру престолов». С разрешения Мартина они представили нам собственную концовку романа. Но за разрубание туго завязанных писателем гордиевых узлов пришлось заплатить определенную цену. Американские сценаристы Дэвид Бениофф, Д.Б Уайсс и Брайан Когман решительно свели сюжет к тривиальной голливудской сказке, когда все персонажи были четко поделены на «хороших» и «плохих». Последних быстро зачистили, а положительные герои объединились и отправились сражаться с «абсолютным злом» в лице белых ходоков – классический образ «внешнего врага», против которого предложили объединить все прогрессивное человечество, забыв о его реальных противоречиях и проблемах.
Разумеется, человечество было успешно спасено путем посредством подвигов великих героев, а также удачно расставленных по кустам роялей. И неудивительно, что, начиная с четвертого сезона, многие наблюдатели стали писать, что сериал «уже не торт», высказывая разочарование его выхолощенным сюжетом.
Теоретически все можно было свести к династическому браку между Дейнерис Таргариен и ее конкурентом Джоном Сноу, с концовкой в духе «Звездных войн» – парад победителей в Королевской Гавани, конфетти и всеобщее ликование под крылами барражирующих в небе эскадрилий драконов. Однако, осваивая бюджет, Бениофф и К решили сделать определенный остыл к реальности, выдерживая эти посылы в строго идеологическом ключе.
Стремление Дейнерис Таргариен к освобождению людей внезапно обернулось безумием и массовой бойней. Сначала она убивает тех, кто ей сопротивляется, потом начинает проводить чистки в рядах сподвижников, а в предпоследней серии уничтожает Королевскую Гавань в духе ковровых бомбардировок Гамбурга, Дрездена или Кенигсберга. Революционерка превращается в одиозного тирана – причем, еще более кровавого, чем весь пул главных злодеев. И совсем не сложно догадаться, к каким событиям ХХ века апеллирует этот открыто охранительский антиреволюционный посыл.
В итоге, «умеренные» сподвижники Дейнерис составляют заговор в духе Шейдемана и Носке, убивая ее самым предательским образом. Джон Сноу лично закалывает свою любимую – так же, как Болтон зарезал Робба Старка на «Красной свадьбе». Хотя Дейнерис спасла своему племяннику жизнь в битве с белыми ходоками. Мечтам Дейнерис о «другом мире» – еще одно очень современное высказывание» – не суждено сбыться. Однако перед смертью она произносит программную речь, выдержанную в чисто классовом духе: «нельзя прятаться за мелким милосердием. Мир, который нам нужен, не может быть построен теми, кто верен прежнему миру. Нам не просто увидеть то, чего раньше не существовало».
После убийства крупнейшие феодалы семи королевство собираются на совет и подтверждают сохранение статус-кво – а мир Джорджа Мартина отныне похож на Речь Посполитую с отложившейся от нее Литвой. Когда же Сэм предлагает привлекать к обсуждению государственных вопросов другие слои населения, его слова встречаются дружным смехом – идея всеобщего избирательного права кажется знатным лордам веселой шуткой, поскольку она фундаментально противоречит основаниям фэнтэзийного мира, где будущее не мыслится без людей в короне.
«Но самое интересное, вы обнаружите в «Игре престолов» тогда, когда вы продеретесь сквозь кровь и сиськи к скелету всего повествования, покрытому всем этим непристойным мясом. Я говорю об основной идее всей саги. Я говорю об одной из старейших историй в мире, истории, которая в силах собрать миллионы из нас у телеэкранов так же, как наших далеких предков собирал очаг. Я говорю о поисках хорошего царя. Ключ к разгадке находится в названии. «Игра престолов» целиком посвящена королям, королевам и тому, как они достигли власти, стали ответственными, как они победили и сохранили за собой трон при помощи насилия, силой воли или волей случая. Обязательным допущением этой знакомой всем истории является следующее: верховная власть и лидерство по сути своей прекрасны, простым рабочим необходимы достойные короли и королевы, чтобы сделать их счастливыми и процветающими, и, даже если претендующие на лидерство плохи, кровожадны или попросту спятили, вам надо просто найти верного короля, правдивого, мудрого и знатного, который, несомненно, заслуживает престола – и тогда все будет в полном порядке», – писала об этом Лорри Пенни.
Концовка фильма выдержана именно в этом ключе, а призывавшая разрушить мир семи королевств Дейнерис максимально дискредитирована – поскольку сегодня власть и СМИ самым активным образом очерняют революционеров по всему миру. Однако это конец смотрится неубедительно и натянуто – ведь на смену «кровавой тиранке» пришла клика политиканов, которые первым делом озаботились восстановлением работы борделей. А это говорит о том, что история не кончается – даже если она придумана. Тем более, что предательство Джона Сноу не спасло его от откровенно жалкой, второстепенной роли, которую отвели подававшему надежды принцу в финале популярного сериала – как бы подчеркивая его падение. Ну а симпатичный многим зрителям Бес оказался на поверку банальным коррумпированным чиновником-интриганом, отдавшим государственную казну своему подельнику-проходимцу.
«Статус-кво» за который ратуют создатели «Игры престолов» повсеместно вызывает все большую ненависть и раздражение – и оно выражается не только в смешных петициях с предложением переснять сериал, за которые готовы голосовать миллионы. Разочарованные в королях и королевах люди хотят перезагрузить всю существующую сегодня систему. Нет никаких сомнений, что многие из них сделают соответствующие выводы из киношной жизни и смерти Дейнерис Таргариен. И не исключено, что нынешнее поколение молодых зрителей сочтет испепеляющие пламя матери драконов меньшим злом в сравнение с сохранением существующего уродливого миропорядка.
Артем Кирпиченок
Читайте по теме:
Пол Мэйсон. Чем окончится Игра престолов?
Чайна Мьевиль. Марксистский путеводитель по монстрам
Юэн Моррисон. Антиутопии и свободный рынок
Нэтт Уинн. Этническая война и пустота либеральных ценностей
Ален Вики. Мы из будущего
Кристин Шофельт. Испытывая терпение
Бернардо Бертолуччи. Сжатый кулак в Венеции
Андрей Манчук. Призрак надежды
Илья Деревянко. «Интерстеллар»: о космосе с любовью
Сергей Решетин. «Что-то в воздухе»
Славой Жижек. Европейский стиль
Билл Муллен. Шик, блеск и Гэтсби
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>