Семьдесят лет назад – 28 февраля 1947 года, в небольшом турецком городке Аяш, который находится в шестидесяти километрах от Анкары, родился Дениз Гезмиш. Его отец Джемиль был школьным инспектором, а мать Мукаддес – простой учительницей. Семья часто переезжала из одного города Анатолии в другой, следуя за новыми назначениями отца. В 1962 году Джемиль Гезмиш был переведен на работу в Стамбул, и поселился с семьей в районе Уксюдар. Дениз год проучился в лицее Хайдарпаша, но был исключен за участие в уличных протестах и возобновил учебу в частном колледже стамбульского района Аксарая.
Политическая биография Дениза отражала общую эволюцию революционного движения Турции шестидесятых годов: вступление в Рабочую партию Турции, разочарование в ее реформистской стратегии и создание собственной вооруженной организации. Важной вехой в жизни Гезмиша стало создание в 1968 году в Стамбульском Университете «Революционной организации юристов». Как лидер студенческой молодежи Стамбула Дениз Гезмиш принимал активное участие в демонстрациях против прибытия в Турцию Шестого флота США. 12 июня 1968 года студенты собрались перед Техническим Университетом Стамбула. Именно Дениз Гезмиш призвал молодежь идти в порт, после чего между американскими моряками и студентами завязалась драка, а несколько американцев были сброшены в море.
Гезмиш руководил студенческим захватом факультета права Стамбульского Университета, за что просидел несколько месяцев в тюрьме. В октябре 1968 года Дениз организовывает молодежный марш в честь Ататюрка – из Самсуна в Анкару. Фигура отца турецкой нации была очень популярна среди большинства турецких левых 1960 годов, поскольку он символизировал в их глазах силу и независимость Турецкой республики. Турецкий социализм в течение долгого времени развивался в тени кемализма, что в целом наложило на него впоследствии сильный отпечаток. Более того, турецкие левые предпринимали несколько попыток синтеза марксистской и кемалистской идеологии, и самым значимым результатом этих политических экспериментов стало движение Milli Demokratik Devrim (Национально-демократическая революция). Левокемалистская концепция пользовалась большой популярностью среди турецких студентов 1960-х годов – именно на этой базе проходило создание первых подпольных групп, которые открыли в начале 1970 годов вооруженную борьбу.
В мае 1969 года, участвуя в очередной стычке студентов с полицией, Дениз получает ранение. В это время он переходит на подпольное положение и начинает готовиться к вооруженной борьбе. Летом того же года он отправляется вместе с товарищами в лагерь ООП (Организация освобождения Палестины), расположенный в Иордании. Пройдя трехмесячный курс обучения, они вернулись в Турцию, и были арестованы, оказавшись в тюрьмах Стамбула и Бурсы, где Гезмиш организовал политзаключенных на борьбу против тюремного произвола.
В 1970 году Денис Гезмиш, Хусейн Инан и Юсуф Аслан создали организацию, которая вошла в историю, под названием Народно-освободительная армия Турции (THKO). В качестве своей основной цели партизаны провозгласили лозунг: «уничтожения всех турецких прислужников США и создание полностью независимой Турции».
Демонстрация турецких студентов против прибытия в Стамбул шестого флота США.
Исходя из своего крайнего антиамериканизма, THKO в первую очередь обрушилась на американские дипломатические представительства. В конце 1970 года было атаковано американское консульство в Анкаре, и двое турецких охранников получили ранения в результате этого инцидента. В начале 1971 года партизаны осуществили экспроприацию в одном из столичных банков. Двумя неделями позже они взяли в заложники американского солдата – но обнаружив, что он чернокожий, извинились перед ним и отпустили заложника. Следующей акцией THKO стал захват четырех американских солдат, за освобождение которых партизаны требовали выкуп в 400 тысяч долларов и доступ к радиостанции. Не получив ни того, ни другого, партизаны освободили солдат.
12 марта 1971 года в Турции произошел так называемый меморандумный переворот, в ходе которого турецкие военные сместили премьер-министра Сулеймана Демириля и сформировали подконтрольное себе правительство. Основной причиной для переворота стало стремление генералитета предотвратить непрерывный рост революционного движения. Все силы турецкой полиции и жандармерии были брошены на уничтожение действующих левых партизанских групп. Предпринятые усилия дали скорый результат. Уже 16 марта Дениз Гезмиш и еще один член THKO были схвачены на дороге между Сивасом и Кейсери. Оставшиеся на свободе партизаны создали тренировочный лагерь на северо-востоке Аданы, запланировав атаку на американскую военную базу в Керюджике. Однако, 31 мая эта группа была обнаружена и уничтожена турецкими силовиками.
Аресты полностью дезорганизовали ТНКО, хотя оставшиеся на свободе активисты пытались осуществить ряд безуспешных акций – таких, как угон турецкого самолета в Болгарию. Имели ли турецкие партизаны шансы на успех? Объективно рассматривая их стратегию, можно дать на этот вопрос однозначно отрицательный ответ. Причиной этих неудач послужили как и теоретические, так практические слабости левого движения Турции. В 1960 годах среди левых отсутствовало марксистское понимание специфики исторического развития Турции и ее революционных перспектив. Содержание политической повестки обычно сводилась к бесперспективной попытке синтеза марксизма и кемализма (MDD), или к слепому копированию стратегии европейской социал-демократии (Рабочая партия Турции). Путь к турецкой революции так и не был найден, а студенческие организации не имели крепких и постоянных связей с рабочими, что сильно сужало их социальную базу и делало левую молодежь легкой мишенью для государственных репрессий.
Дениз Гезмиш в Иордании
Однако, из этого вовсе не следует вывод о том, что борьба поколения 1968 года не имела никакого значения для развития революционного движения Турции. Поражение Дениза Гезмиша стало толчком для переоценки всей стратегии и тактики революционного сопротивления со стороны группы, которая сформировалась затем вокруг Абдуллы Оджалана. Сам Дениз был одним из лучших представителей турецкой молодежи, которая испытывала чувство унижения из-за положения своей родины, и заложило своей борьбой основу революционной традиции, которая существует и развивается до сегодняшнего дня.
Особый символизм приобрела гибель Махира Чаяна и его товарищей, в деревне Кызылдере 30 марта 1972 года. Группа Махира захватила двух британских и одного канадского специалиста, которые работали на радиостанции в Инье. Главным требованием партизан было освобождение Дениса Гезмиша, Хусейна Инана и Юсуфа Аслана, а новые поколения урецких левых считают гибель группы Махира примером революционного самопожертвования ради освобождения своих товарищей.
6 мая 1972 года в центральной тюрьме Анкары был приведен в исполнение приговор Денису Гезмишу, Хусейну Инану и Юсафу Аслану. Перед казнью Денис Гезмиш еще раз озвучил свое жизненное и политическое кредо: «Да здравствует полностью независимая Турция! Да здравствует марксизм-ленинизм! Да здравствует братство турецкого и курдского народов! Да здравствуют рабочие и крестьяне! Долой империализм!».
В семидесятилетний юбилей со дня рождения выдающегося анатолийского революционера мы впервые публикуем на русском языке программную статью Дениза Гезмиша и его прощальное письмо отцу, написанное накануне казни.
Молодежь и антиимпериалистическая борьба
Наша эпоха – эпоха революционеров, которые шаг за шагом преследуют американский империализм. Наша эпоха – эпоха наших ровесников, умирающих в бою против американского империализма во Вьетнаме, Доминиканской Республике, Мексике. Молодежь не остается безучастной в борьбе наименее развитых народов мира против империализма. Наш долг состоит в том, чтобы всегда вставать на сторону угнетённых. Если наша борьба не будет продвигаться вперед вместе с антиимпериалистической борьбой угнетенных народов, то наши ноги не найдут опоры на земле.
Молодёжь, которая борется в этих рядах, обязательно должна оставаться независимой от политических партий. Примеры из прошлого продемонстрировали вред такой зависимости. Нет причин повторять те же ошибки. Молодёжь несет ответственность только перед революцией, а не перед политическими партиями. Придет время, когда все политические партии выступят против революции, как это случилось сегодня в Турции. Поэтому, задача молодёжи состоит в том, чтобы участвовать в антиимпериалистической борьбе, оставаясь при этом независимой.
Сегодня, в этой крайне необходимой борьбе, революционная молодежь, которая должна была быть единственной надеждой, раскололась. Не подлежит сомнению, что оппортунисты сыграли в этом большую роль. Часть наших честных, храбрых, революционных братьев и сестер, из-за сектантства, вошла в сферу влияния оппортунистов. Это предательство постепенно привело их в ряды контрреволюционеров – до такой степени, что это привело к строительству баррикад, чтобы воспрепятствовать тем, кто хотел сбросить американских солдат в море. Это поведение подтолкнуло их к пассивному сопротивлению вместо активных действий, как то, что произошло в Джагалоглу (район в Стамбуле – прим. переводчика). Эти оппортунисты ничего не предприняли сами, но пытались отговорить революционную молодежь от действий, выказывая страх перед наступлением фашизма. Эти страхи распространились и нанесли главный удар по революционному движению.
Это утверждение нужно обстоятельно исследовать. Некоторые говорят, что в обстановке, когда социалистические организации набирают 3% голосов (на парламентских выборах – прим. переводчика) нет оснований ждать грядущий фашизм. Эти люди мыслят также как и те, кто говорит на площадях Хюрриет и Кызылай о том, что не было принято никаких решений.
Всё же, нам нужно идти навстречу обыкновенным людям. Нет причин ожидать того, что большое число представителей мелкой буржуазии станут социалистами. Они, конечно же, предпочли бы легкую борьбу, и единственное, что мы говорим им:
В нашем походе
Не нужно таких –
Скованных по рукам и ногам
Каторжной цепью слез родных,
Тоской по родным очагам.
(Дениз Гезмиш цитирует здесь известное стихотворение Назыма Хикмета «Песня пьющих солнце». Перевод Эдуарда Багрицкого).
Революционная молодёжь – это та молодёжь, которая выступает против американского империализма и оппортунизма. Несмотря на ее незначительное число, и на большое количество врагов, задача этой молодежи состоит в том, чтобы до конца бороться против американского империализма. Она принимает решения и реализует их наилучшим образом. Она не тратит время зря; она отдает себя борьбе на протяжении всей своей жизни.
Да здравствуют народы мира, воюющие за независимость!
Да здравствует полностью независимая Турция!
Опубликовано в журнале «Türk solu» 19 ноября 1968 г.
Юсуф Аслан, Денис Гезмиш, Хусейн Инан. Последнее фото перед казнью
Последнее письмо Дениза Гезмиша отцу
Когда ты получишь это письмо, меня уже давно не будет в живых. Я знаю, ты будешь сильно опечален этим, что бы я тебе ни сказал. Тем не менее, мне хотелось бы, чтобы ты оставался сильным; люди рождаются, вырастают, живут и умирают. Самое важное – это добиться как можно большего в течение своей жизни. Вот почему я не возражаю против своего раннего ухода. Вдобавок мои друзья, которые ушли раньше меня, ни разу не дрогнули перед лицом смерти. И ты никогда не должен усомниться в том, что я не ослабею; твой сын не ослабнет и не ужаснется перед лицом смерти; я добровольно выбрал свой путь и знал, что он мог закончиться именно так.
Наши взгляды могут различаться, но я рассчитываю, что ты понимаешь меня. И не только ты – но также и живущие в Турции турки и курды. Я дал адвокату все необходимые инструкции по поводу моих похорон, и я также проинформирую об этом генерального прокурора. Я хочу быть похороненным рядом с моим другом Тайланом Озгюром, который погиб в Анкаре в 1969 году. Так что не пытайтесь забрать мое тело в Стамбул. Твоя задача в том, чтобы утешить мать. Книги я оставляю младшему брату.
Я хочу, чтобы ты его особенно предостерег. Я хочу, чтобы он стал ученым и работал в науке. Не позволяй ему забывать, что наука служит человечеству. Напоследок я хотел бы отметить, что ни о чем не жалею и нежно, с революционным огнем обнимаю тебя, мою мать, старшего и младшего брата.
Твой сын, Демиз Гезмиш.
Центральная тюрьма.
Автор введения и перевода Максим Лебский
Читайте по теме:
Карл Лебт. Турция: борьба за культурную гегемонию
Максим Лебский. НАТО и ультраправые: турецкая история
Андрей Манчук. Курдистан, которого нет
Александр Рыбин. Рожава – «народный дом»
Иммануил Валлерстайн. Таксим. Курдская дилемма
Андрей Манчук. Хасанкейф. Град обреченный
Абдулла Оджалан. Капитализм и женщина
Андрей Манчук. Стамбул. Эхо «Ники»
Александр Иванов. Парк Гези. Театральная постановка
Бора Гезмиш на фоне памятника брату в парке имени Дениза Гезмиша в Стамбуле
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>