Патриотический подъём всегда и везде несет одинаковые опасности. Одна из таких «ловушек патриотизма» – эрозия демаркационной линии, разделяющей собой общество и государство. Буржуазные социологи с гордостью называют это «консолидацией нации», однако марксистские критики обязаны осознавать, что речь идет об опасном укреплении гегемонии правящего класса. Ведь когда пресловутое «народное тело» обретает относительное единство, его внутренние противоречия, напряжения и антагонизмы на некоторое время забываются и размываются, отодвигаются в сторону – как это, к примеру, произошло в постмайдановской Украине. И, разумеется, в этом напрямую заинтересованы представители социальных элит.
Если говорить о культуре в широком смысле (всё, что связано с символами, образами и смыслами) то в крымских реалиях наглядно прослеживается диффузия государственных идеологем в повседневную жизнь общества. Георгиевская лента на улицах – обычный аксессуар, а в праздничные дни ей украшены практически все участники народных гуляний. Первого мая на Ялтинской набережной я встретил несколько человек, приколовших к одежде красный бант, а георгиевские ленты и триколоры тут же продавались на лотках. Китч-продукция – футболки с изображением Путина, одежда и разнообразные сувениры с российской и советской символикой – на самом деле пользуется спросом у местных жителей. Примеры можно перечислять дальше, но суть вполне ясна. Эйфория от присоединения Крыма к России действительно до сих присутствует на полуострове, являясь важнейшей составляющей идентификации нынешнего крымчанина.
Однако, говоря о культуре в узком смысле слова (художественное творчество и потребление культурных «продуктов»), невозможно просто констатировать эту патриотическую эйфорию. Необходимо обозначить особенности нового культурного ландшафта Крыма и его культурный бэкграунд в постсоветское время.
Крым – это, в первую очередь, рекреационная зона, результатом чего является специфический музейно-фестивальный уклон местной индустрии культуры. Социально-критическое искусство никогда не играло значительной роли в его культурной жизни, и драматические события последнего года практически не сказались на данной тенденции. Конечно, отделение от Украины на фоне разворачивающейся гражданской войны не оставили равнодушными значительную часть крымчан, однако отдельные попытки художественной рефлексии на данную тему нельзя удачными. Например, выставка «Взгляд Юго-Востока» (зима 2015, Севастополь), оригинальная по своей задумке – на выставке демонстрировались картины пострадавшего от обстрела Донецкого художественного музея со следами осколков, а также антивоенные инсталляции и фотоколлажи –осталась скорее формальным мероприятием. Хотя, при этом, важно отметить, что в организации выставки приняли активное участие украинские художники. А художественный конкурс «Крымская весна» (Ялта, август 2015) и вовсе оказался поглощен государственным официозом, который изначально задал его повестку. Однако в целом в культурной жизни полуострова по-прежнему доминирует ориентированный на туристов развлекательный шоу-биз.
На протяжении всех постсоветских лет отношения Украины и Крыма имели много общего с форматом «метрополия и колония». Государство практически не занималось развитием культурной жизни на полуострове. Десятилетиями Крым оставался глубоко провинциальным в культурном плане – если не считать сезонных эстрадных гастролей представителей различных течений китчевой поп-культуры из стран бывшего СССР. Сейчас ситуация как будто бы изменилась: государственные институции Российской Федерации, по крайней мере, на словах проявляют внимание к проведению культурной политики, а российская власть громко говорит о «сакральном значении» Крыма для России. Однако, это дополнительная угроза: поскольку тезис о «сакральности» – апелляции к незыблемому и «вечному» – всегда несет в себе неотъемлемый консервативный посыл. Особенно, когда подобные заявления исходят от государственных чиновников. Это чревато окончательной потерей динамики культурного развития, дальнейшей музеификацией раздавленной официозом культурной жизни на полуострове.
По сути, культурная жизнь Крыма стала диалектическим антитезисом больных реалий современной Украины, со схожим накалом патриотических настроений. На болезненно-жестокий национализм, ставший трендом культурной жизни в современной Украине, Крым отвечает грубовато-китчевым дионисийством. Хотелось бы верить, что усилившееся государственное вмешательство не «забальзамирует» крымскую культуру, и в Крыму сформируется плюралистическое, свободное культурное пространство, в котором может быть репрезентировано многообразие взглядов, идей и суждений.
Анатолий Слободянюк
Читайте по теме:
Назар Шешуряк, Андрiй Сiгунцов. «Зiгафолк» i сором дивитись у дзеркало
Андрій Мовчан. Жовто-синя стрічка для солдата-пішака
Андрей Украинский, Анатолий Слободянюк. Афтепати майдана
Андрей Манчук. Клетка
Станіслав Сілантьєв. «Цензура, як бачите, нікуди не зникала»
Андрій Мовчан. Виставка расового мистецтва
Артем Кирпиченок. Харьков: символизм вандализма
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>