Когда начинается война? Она начинается не тогда, когда раздается первый выстрел. Война начинается гораздо раньше. Она приходит вместе с болтовней о том, что теперь не время спорить, не время думать, что теперь каждый должен заниматься только одним делом: воевать. Не так уж и важно, за что или против чего предполагается нужным воевать. За страну, за духовные ценности, за человечество или против гуманитарной катастрофы, против нелегитимной власти, против агрессоров.
Я считаю, что война начинается тогда, когда у каждого из нас отнимают право заниматься чем-то еще. Россия может воевать с Украиной, но до тех пор, пока я буду заниматься чем-то еще, войны между мной и Украиной не будет.
Война – прибежище пессимистов. Воевать – значит сознательно принуждать каждого человека ограничить себя, свои взгляды, свои мысли. Война – это вовсе не занятие для сильных, потому что человек не может толком узнать, что ему по силам, занимаясь только одной войной. Те, кто в России и в Украине кричит сегодня: «это война!», хотят ограничить нас с вами, русских и украинцев одними только пределами мутных геополитических расчетов. Я не хочу знать, на чем они строятся. Я хочу видеть и знать что-то еще. Не то, что лежит на поверхности – но и не то, что скрыто. Просто другое.
Следует избегать готовых ответов. Следует избегать всех тех, кто с умным или глупым видом берется сегодня объяснять происходящее, раздавая словесные пинки той или этой стороне. Я верю в свободную Россию. Я верю в свободную Украину. Но только я хочу сам понять, что значит свобода.
Я не хочу, чтобы свободу вкладывали в мой открытый рот другие. Я не хочу, чтобы мне не давали думать о том, что такое свобода. Я не хочу, чтобы меня объявляли свободным или несвободным в зависимости от того, в какой стране я родился и живу.
Мне кажется смешным думать, что есть свободные и несвободные страны, свободные и несвободные культуры. Свободными бывают только люди. Я хочу быть свободным, я стремлюсь быть свободным. Поэтому я свободен.
Жижек замечает где-то, что всякое столкновение культур есть в конечном счете столкновение варварств. Очевидно, что выход из столкновения заключается в том, что преодолеть собственную культуру – то есть, собственное варварство. Но такое преодоление, по-видимому, не может быть осуществлено в одностороннем порядке. Напротив, только через сопротивление каждой отдельной культуре открывается путь к совместной победе над варварством.
В том случае, когда мы видим кого-то открыто признающим варварство своей собственной культуры – и, при этом, совершенно слепого в отношении варварства других культур – мы уже не имеем дела с варваром. Здесь перед нами некто, кто просто-напросто лишен собственного языка и имени. Такой человек не свободен.
Подлинная борьба за освобождение начинается только там, где в равной степени отказываются принимать как данность бремя собственной культуры и щекотливый соблазн другой. Следовательно, освобождение всегда начинается с учреждения позиции, находящейся вне системы существующих культур. То есть – с акта изобретения нового.
Я призываю всех изобретать, придумывать, бороться с собственной и чужой ограниченностью. А война? Что ж, ее-то изобрели уже давно. Пора бы придумать что-то другое.
Петр Сафронов
Читайте по теме:
Василий Ерну «Умирать за Путина, ЕС и Обаму?»
Жан Жорес. «Нас клеймили, называя плохими французами»
Александр Коммари «Магия флага»
Олександр Кириченко «Ми без Криму»
Золтан Гроссман «Враг моего врага не значит мой друг»
Славой Жижек «О ложном чувстве безотлагательности»
Андрій Ніколаідіс. «Флаг - это всего лишь тряпка»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>