Предисловие редактора. На стенах нашего спального района появляется все больше рисунков с левой и социальной тематикой. Еще десять лет назад, когда мы организовывали в Киеве фестивали социального граффити «Кольори протесту», такие работы были большой редкостью – а сегодня, выходя из дома, я вижу на стене соседского дома силуэт Розы Люксембург, или замечаю выписанную на асфальте цитату из Че Гевары. Здание местного райсовета украсил собой антифашистский слоган, а неподалеку от «Макдональдса» и церкви можно видеть рекламу студенческого профсоюза. Язык улиц меняется – в нем появляется все больше слов из лексикона антикапиталистических активистов, и эти ростки нового сознания бросают вызов основанной на неравенстве системе, которая сама собой порождает творчество уличных художников. Александр – один из самых талантливых авторов киевского социального граффити – рассказал LIVA.com.ua о том, что именно значат для него его работы.
– Саша, как ты пришел к антикапиталистическим убеждениям?
– Сначала я начал интересоваться панк-роком, еще лет в четырнадцать. Слушал андеграундную музыку самых разных направлений. Потом начал читать соответствующие книги – например, Джека Лондона, который был социалистом. Старался вникать в глубинный смысл всего этого творчества. Можно сказать, что мои работы – результат этого процесса.
– А когда ты сделал свое первое граффити?
– Мой первый большой авторский трафарет был изготовлен прошлой зимой. А до этого, в течение нескольких лет, я скачивал из интернета маленькие трафареты других авторов и работал с ними.. На меня произвели впечатление работы Бэнкси и Шарика – но я открыл их для себя уже после того, как самостоятельно начал делать свои трафареты. Я подписываю их тэгом «между строк», чтобы сделать намек на смыслы, которые заложены в этих образах, как бы между строк нашей повседневной жизни.
– Эти работы призваны донести до людей твои взгляды?
– Во-первых, человеку надо чем-нибудь заниматься, а у меня хорошо получается именно такое уличное творчество. Во-вторых, я, конечно же, пытаюсь донести до людей свое видение мира и свое отношение к тому, что в нем сейчас происходит. Я не особенно верю в то, что это приносит существенный результат. Но лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего.
Мне интересно развиваться, я хочу делать свои рисунки еще лучше – это важнее для меня, чем известность и популярность. Не представляю, чем могу заниматься так же серьезно, как граффити. Сейчас я учусь в колледже, потом буду работать по специальности. Но зарабатывание денег для меня не главное в жизни – это только средство для выживания.
– Мы видели твой
антикапиталистический рисунок с клоуном Рональдом – возле него даже прохожие
фотографируются.
– Изначально у
меня была идея создать рисунок из двух частей. На одной половине должен был
быть изображен Рональд, а на второй – солдат или ОМОНовец, с надписью «Кнутом и
пряником». Это граффити должно было показать, как на человека оказывают
давление с помощью насилия и угнетения.
– А что символизирует граффити со старым автоматом военных времен?
– Это антифашистское граффити, которое я нарисовал к 9 мая – в память о тех, кто с оружием в руках боролся против нацистов.
– Как относятся к твоему творчеству родные?
– Они о нем пока ничего не знают.
– А много ли вокруг тебя людей антикапиталистических взглядов?
– Таких людей становится больше. Но я познакомился с ними буквально прошлым летом – раньше мы не общались, и, можно сказать, что я самостоятельно сформировал свою позицию и свои взгляды. Мне кажется, что окружающая нас реальность сама подталкивает к этому думающих людей.
– То есть, левых уличных художников
становится больше?
– Да, но в основном они ограничиваются самыми простыми тэгами, словами, цифрами
– например, «161». Потому что отдельные
буквы и цифры легче рисовать, чем какие-то сложные темы. Серьезных работ со
смыслом все еще очень мало.
Сейчас среди авторов граффити появляются девушки, которые очень хорошо рисуют – в основном, небольшие трафареты. В «контакте», в антифашистской группе, можно видеть много их работ.
Я ведь и сам не художник – я работаю с трафаретами, создаю их в графическом редакторе из фотографий, которые нахожу в интернете, затем накладываю надписи, и наношу на стены. Практически каждый мой рисунок – это сразу несколько трафаретов. Как правило, я рисую на стенах жилых домов. На банках и офисах работы сразу уничтожают, а заборы в основном рельефные – рисовать на них не очень удобно.
– Твои рисунки часто портят, уничтожают?
– Правые только этим и занимаются. У них нет собственных интересных рисунков – только «кельтские кресты» и «один-четыре-восемь-восемь», которыми они стараются зарисовать наши антикапиталистические работы. Поэтому я постоянно возвращаюсь к своим рисункам, чтобы их чистить и обновлять, или даже рисовать заново.
– Как реагируют те, кто видит тебя за работой, когда ты наносишь трафарет на стену дома?
– Люди несколько раз подходили, чтобы поинтересоваться, что я рисую на стене. Рассказывали, что где-то за углом фашисты рисуют свастики – и спрашивали, может я тоже такой? Но я объяснял, что отрицательно отношусь к фашизму, старался объяснить сюжет своего рисунка.
Негативной реакции это не вызвало. Скорее даже наоборот – вызывало понимание.
Беседовала Наира Чатилян
Читайте по теме:
Александра Дворецкая. Интервью с Шариком
Елена Козлова. Ангажированное искусство
Корин Файф. Стильная революция
Джон Харрис. Странная живучесть панка
Андрей Манчук. Графика Кете Кольвиц
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>