«Я включил патриарху Кириллу песню «Барто» «90-е», и на словах «Бритые головы – яйца небриты» старик расплакался» – написал в «Коммерсанте» Олег Кашин». Эта шутка широко разошлась в интернет-сети. Мария Любичева, вокалистка и музыкант группы, которая провела, пожалуй, самый яркий концерт киевской сцены за последние месяцы, рассказала LIVA.com.ua о новых клипах и треках – а также о своем взгляде на российскую политическую реальность.
– Маша, спасибо за концерт в Киеве. Было по-настоящему здорово. Какие твои впечатления от этого тура по Украине?
– О, такое не забудешь. Мы очень любим Украину и обязательно приедем к вам с новым альбомом. У вас очень эмоциональные и отзывчивые зрители, очень быстро включаются в выступление, с первых нот. Это здорово. Правда последний раз я серьезно опасалась за аппарат…
– А нет ли у тебя желания записать что-то на украинском?
– А вполне может быть. Не думаю, что это за гранью невозможного.
– Один из журналистов, завсегдатаев киевского «Дивана», где проходил концерт, потом спросил у меня – «старик, а это был концерт, или митинг»? Скажи, принимала ли ты участие в протестах? Как ты думаешь, люди уже готовы к активной борьбе за свои права? Скоро ли «все ебнется?»
– Мне кажется, люди никогда не готовы. Ведь любые изменения – это всегда дискомфорт. Но чаша терпения постепенно переполняется. Готов ты, или не готов – все выплескивается наружу. Мне кажется, сейчас в России именно такая ситуация.
Мы же от митингов сознательно отказались. Как-то это все как балаган начинает выглядеть. Я думаю, мы свое дело сделали раньше. А сама я была пару раз на «гостинке» в Питере. Особенно дух захватывало сразу после выборов. Думала: такой момент исторический. Но как-то потом осталось ощущение проебанности этого момента. Не знаю почему.
А в целом, очень здорово, что у нас наконец- то люди просто вышли – даже не за кем-то конкретным, а потому что власть ох**ла вконец.
– Тебя приглашали петь перед демонстрантами? И согласилась бы ты выступить на митинге – и как оратор, и как музыкант?
– Вот вы меня приглашали выступать 1-го мая, было здорово! Но особого желания выступать на митингах у нас никогда не было, и нет. Тут еще такой момент, что мы панки, поем нецензурно – и когда это концерт, то люди приходят по собственной воле на нас, а когда митинг тысяч на пять, то всем приходиться слушать нас – хочешь ты или не хочешь. А я за свободу выбора; и в рамках концерта-сольника мне всегда приятнее выступать.
К тому же, «Барто» – это совокупность музыки, визуальных моментов, поведения, костюмов, зрителей. А на митинге этого просто невозможно добиться.
– Под новый год в Петербурге горели милицейские автозаки, и в связи с этим, в сети сразу вспомнили ваш хорошо известную всем песню о милиции и любви – трек «Готов». Это происшествие связывали с «арт-акцией» группы «Война». Что ты думаешь об их акциях?
– Ну, война войной, а концерты наши по расписанию…. Да ничего я не думаю. Правда. Мы все что хотели, показали в клипе, который вышел перед новым годом. Очень жаль, что его ханжи от интернета поудаляли с ютуба и вимео.
– А милиция больше не беспокоит группу по этому поводу? Ведь ваше дело по 282 статье, кажется, окончательно закрыто?
– На самом деле, это совпадение – выход сингла, клипа и акция «Войны». Но нам самим хотелось вернуться к песне – все-таки она официально так и не вышла. К тому же, как раз сняли клип – именно такой, какой мы хотели с момента появления это вещи. И многие интересные люди сделали ремиксы на «Готов».
Но «органы» на это событие никак не отреагировали – потому что, вероятно, у них сейчас другая головная боль. Дело закрыто и нас больше не трогают. Правда, мне теперь периодически говорят: мол, ты осторожнее будь, ты «на галочке». Ну, на галочке и на галочке. Как показывает российская действительность, если хотят что-то пришить, то осторожничай не осторожничай – за что взять, найдут.
– Ютуб и торренты удалили ваш клип из соображений цензуры. С чем связана такая реакция? Можешь рассказать о его концепции и о съемках? Вы набирали моделей через открытый кастинг в сети?
– Да, правда – удалили. Мы не знаем, с чем это связано. Порно там нет, как ты этот клип не крути, с какой стороны не рассматривай. Но это точно не связано с политической окраской песни. Ведь клипы самодельные, от поклонников, и концертные съемки висят. Двойная мораль – вот и вся причина удаления.
А насчет концепции… Это очень долго рассказывать. Мы были так сильно удивлены, что люди со всех концов России были готовы приехать сами и бесплатно сняться в откровенном видео – просто из любви к песне и искусству. И режиссер Кирилл Фелянинов был так вдохновлен этой идеей и заразил вокруг себя всех.
Мне вот очень нравится эта ситуация с группой. Мы – это наши поклонники, мы готовы отдавать себя и свою музыку им, и они нам отдают свой труд и любовь таким образом. Это очень здорово! А песня о любви – и об этом клип.
– Недавно Алексей Цветков упоминал в интервью ваш кавер «Пассажира». Есть ли шанс, что он будет издан в официальном релизе? Или копирайт не оставляет на это шансов? Вообще, что ты думаешь о копирайте, с позиции известного музыканта?
– Ну, с этой позиции я ничего о нем думать не могу. Потому как успешный и известный музыкант, это Билан, например. «Пассажира» издавать не будем, к нашему большому сожалению – ты прав, копирайт шансов не оставляет. Сама же я за свободное распространение музыки. В конце концов, если художник медиум, то творение – не совсем его собственность. Он затем и нужен – художник, – что бы отдавать творчество людям. Не в стол творить, и не ради денег – а творить потому, что не можешь не находиться в творческом процессе постоянно.
Но тут есть другой момент. Я думаю, что музыкант или любой творческий человек имеет право рассчитывать на вознаграждение. И я точно не поддерживаю фразу о том, что художник должен быть голодным. С какого хрена это должно быть так? Когда вкладываешь свой труд, свои средства, свои эмоции и энергию, то неприятно, если на нем пытаются нажиться другие.
Все просто. Я лично всегда за любимого артиста голосую рублем. Но у нас все равно на записях и на авторских отчислениях немногие могут заработать. Концерты – основной хлеб музыканта. У Александра Долгина хорошая книга есть по этому поводу. Вообще, по поводу копирайта как раз сильно волнуются успешные музыканты, с неплохими гонорарами – прямо дрожат, что бы лишний цент не украли. А нам терять нечего. Вот плагиат – это хреново. Хотя всю музыку уже все равно придумали.
– А презентованный сейчас клип «90-е» – почему он был задуман именно таким? Это очень страшная песня, по-моему.
– Да и клип невеселый совсем. Но я бы не сказала, что клип был задуман именно таким. Дело в том, что песня войдет в саундтрек к фильму московского режиссера Алекса Мухина, который должен выйти в этом году. И нам бартером сняли клип, с кадрами из фильма.
Это был очень интересный опыт. Настоящий съемочный день, все как в кино. Осветители, гримеры, операторы, хлопушка. Но было очень холодно, и щенок, которого я несу в корзине, весил тонну просто. По-моему все получилось удачно.
– Расскажи о новом альбоме «Гирлянды», который называют экспериментальным – и о ваших творческих планах на ближайшее будущее.
– «Гирлянды» – это было название сингла, участие в котором приняли актуальные на сегодняшний день музыканты, такие как «4 позиции Бруно» и «Mars Needs Lovers». Но мы как раз закончили сведение альбома «Привет! Тоталитаризм» – который, по сути, является гимном русскому индепенданту. А вообще в планах у нас много чего. Новых идей и материала масса – когда бы успеть все это воплотить.
Спрашивал Андрей Манчук
Читайте по теме:
Андрей Манчук, Виктор Шапинов. Интервью с Сергеем Жаданом
Илья Власюк. Интервью с Псоем Короленко
Андрей Манчук. Интервью с Сергеем Летовым
Алексей Блюминов. Интервью с Черным Лукичем
Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»
Кейт Кампайна. Интервью с Томом Морелло
Дмитрий Райдер. Интервью с Лехой Никоновым
Андрей Манчук. Интервью с Алексеем Цветковым
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>