От редакции: Дэвид Харви, социолог и социальный географ, который еще в 2007 году был включен в США в список наиболее часто цитируемых авторов книг в сфере гуманитарных наук, рассказывает о том, что изгнанные из городских центров и из центра общественной жизни люди должны вернуться. И призывает их не отказываться от участия в политике, добровольно отдавая город и власть.
– Почему в наши дни крупные города должны интересовать марксистов в большей степени, чем рабочий класс?
– Как известно, марксисты исторически считают авангардом революции именно индустриальный рабочий класс. И поскольку в ходе деиндустриализации он исчезает в странах Запада, то многие начинают осознавать, что теперь решающе значение приобретают городские конфликты.
– Во время долгового кризиса в Греции зарплаты были сокращены, а социальные пособия радикально урезаны. Однако даже всеобщие забастовки не смогли оказать достаточное давление, чтобы это остановить. Можно ли считать этот факт доказательством вашей теории о том, что традиционный пролетариат уже не в состоянии парализовать государство?
– Да, современный пролетариат уже является частью более широкой конфигурации разных классов, фокусирующей свою борьбу на городе как таковом. Я просто ставлю на место традиционной концепции классовой борьбы концепцию борьбы, которую ведут все, кто производит и воспроизводит жизнь города.
Профсоюзы должны обратить особое внимание на повседневную жизнь города – она и является ключевым фактором социальных конфликтов будущего. Например, именно этот факт и способствовал тому, что Американская Федерация Труда и Конгресс Производственных Профсоюзов (AFL-CIO) начала работать с домработниками и иммигрантами.
– Одним из основных тезисов вашей книги «Восставшие города» является утверждение о том, что городское развитие решает проблему избыточного капитала. В кредит строятся улицы городов, развивается система собственности на недвижимость, что и является попыткой предотвратить рецессию.
– Практически то же самое говорилось недавно в докладе Федерального Резервного Банка Сан-Франциско. В частности там сказано, что строительство домов и наполнение этих домов различными предметами исторически всегда являлось для США основным способом преодоления рецессии. Урбанизация может решить проблемы, вызванные кризисом – и она же является основным путем выхода из кризиса.
– Есть ли какие-нибудь современные примеры реализации данной стратегии?
– А где сейчас наблюдаются наибольшие темпы экономического роста? В Китае и Турции. Что мы сейчас видим в Стамбуле? Повсюду башенные краны. Что же касается Китая, то когда разразился кризис 2008-го года, почти 30 миллионов человек всего лишь за полгода потеряли работу из-за сокращения импорта товаров в США. А затем китайское правительство смогло создать 27 миллионов новых рабочих мест. Как им образом? Китайцы использовали свое огромное активное торговое сальдо для реализации гигантских проектов городского развития и создания городской инфраструктуры.
– А разве реализация такой стратегии по выходу из кризиса в самые сжатые сроки не предполагает наличие такого же авторитарного режима, как в Китае?
– Вы только представьте себе: Обама вдруг приказывает «Голдмен Сакс» дать денег на реализацию проектов городского развития. Как же! А вот когда китайский банк получает приказ от Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая, то сразу же выделяет столько, сколько нужно. Китайское правительство, фактически, заставляет банки финансировать проекты городского развития огромными суммами.
– Урбанизация такого рода не обязательно означает нечто плохое?
– Урбанизация – это канал, по которому избыточный капитал направляется на строительство новых городов для высшего класса. Это достаточно мощный процесс, который нынче определяет облик городов; он же определяет, кто может в них жить, а кто не может. Он также определяет качество жизни в городах – в соответствии с условиями, которые ставят не жители этих городов, а капитал.
– Однако в то же время в Стамбуле государственная ассоциация жилищного строительства TOKI построила несколько крупных жилищных комплексов, предназначенных для бедных слоев населения. Не противоречит ли этот факт вашему тезису?
– Нисколько. Потому что таким образом жителей так называемых «гекекондус» (Geçekondus – дома, построенные нелегально, в которых проживают люди без прописки или регистрации – прим. пер.) – поселков, которые, по крайней мере, находились в черте города – массово выселили за тридцать километров от города. Фактически, это массовое изгнание людей из города.
– В США ипотечный кризис возник именно из попыток сделать низшие классы домовладельцами. С этой целью совершенно безрассудно создавались финансовые продукты, чтобы в итоге даже самые бедные смогли получить кредиты на приобретение жилья.
– Раздавайте кредиты! – это главный «боевой клич» неолибералов. Однако ничего нового в этом нет. Еще в эпоху маккартизма – после Второй Мировой войны – правящие классы осознали, что собственность на жилье играет ключевую роль в предотвращении социальных бунтов. С одной стороны, тогда боролись с любой активностью левых, провозглашая ее «антиамериканской». С другой стороны, финансовая и ипотечная реформа стимулировала строительство жилья. В 1940-х годах менее 40% граждан США проживали в домах, которые были в их собственности. В шестидесятых их количество возросло до 65%. А во время последнего бума недвижимости 2000-х годов их количество возросло до 70%. В ходе дискуссий по поводу ипотечной реформы, происходившей в США в 1930-х годах, одним из ключевых аргументов была фраза: «собственники жилья, на которых висит кредит, не бастуют».
– В своей книге «Всеобщее благо» («Commonwealth») философы Майкл Хардт и Тони Негри утверждают, что город – это фабрика по производству «общего блага». Вы согласны с этим утверждением?
– Много чего вращается вокруг такого понятия, как «городское общее» («urban commons»). И тот факт, что центральные площади городов являются общественными – это важный фактор в утверждении права на город, что и продемонстрировали участники движения «Оккупай» в Нью-Йорке и Лондоне, когда они захватили приватизированные парки. В этом контексте мне очень нравится историческая модель Парижской Коммуны – тогда люди, проживавшие на городских окраинах, возвращались в центр города и тем самым возвращали себе право на город, из которого их ранее изгнали.
– Следует ли участникам движения «Оккупай» и дальше отстаивать свое право на город? Дом за домом, парк за парком?
– Для этого вам понадобится политическая власть. Однако в наши дни левые, к сожалению, уклоняются от участия крупномасштабных проектах, требующих проведения определенной политики на уровне государства. Таким образом, по моему мнению, они добровольно отдают власть.
– Вы марксист и социолог. В своей новой книге вы говорите о «культурной ренте», когда капитал извлекает дополнительную прибыль из локальных различий. Что именно вы подразумеваете под этим термином?
– Всё очень просто: монополист может требовать дополнительную плату за популярный товар. В наши дни города тоже пытаются востребовать дополнительную плату, рекламируя сами себя в качестве городов уникальной культуры. После того как в 1997-м в Бильбао был построен музей Гуггенхайма, города по всему миру последовали примеру Бильбао и начали развивать свои проекты уникальных достопримечательностей. Цель таких проектов – иметь возможность заявить: «Этот город уникален, и поэтому за право пребывания здесь вы должны платить дополнительную плату».
– Но если каждый город построит свой музей Гуггенхайма или филармонию, наподобие той, что сейчас строится в Гамбурге, не произойдет ли в некотором роде «инфляция» достопримечательностей и тогда все эти масштабные проекты окажутся убыточными?
– В Испании этот «мыльный пузырь» уже лопнул и в результате многие из крупномасштабных проектов остались незавершенными. Между прочим, и такие крупные мероприятия, как Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, музыкальные фестивали служат той же цели. Города пытаются обеспечить себе преимущества на рынке, презентуя себя словно какое-нибудь исключительно редкое марочное вино.
Кристоф Твикель
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Макс Ривлин-Надлер. Грядет городская революция
Лукас Палеро. «Иной город возможен!»
Илья Матвеев. Прописка и капитализм
Андрей Манчук. Бараки «Олимпийского»
Андрэ Влчек. Поезд в Джакарте. Идеальный фашистский город
Славой Жижек. Сердце больше жизни
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>