Это старый миф, и популярность его растет. Некоторые критики украинской власти всерьез считают современную Украину царством торжествующего над городом села. Данное утверждение как будто бы укладывается в логику процесса деиндустриализации и строительства «аграрной сверхдержавы», к которому призвал американский посол. Не говоря уже о борьбе с культурно-историческим наследием советской эпохи – когда обществу навязывают воинствующую архаизацию, с ее провинциальной шароварщиной, трипольскими горшками и свастическими орнаментами вместо «совковых» символов научно-технического прогресса.
Однако, проблема в том, что украинская сельская периферия страдает от реформ не меньше городских социальных низов – а местами несет от них еще больше ущерба. Да, действительно – у жителей села куда меньше проблем с коммунальными тарифами, есть заботливо припрятанные в морозилке «полкабана», спасительный огород с картошкой и овощами, а многие давно топят дома дровами. Но деиндустриализация прошла в аграрной глубинке еще чертверть века назад, в виде повального уничтожения коллективных хозяйств. По иронии судьбы, советские восьмидесятые стали золотым временем в истории украинского села. А потом все закончилось, и провинция разом вернулась в свое далекое прошлое.
Село живет все хуже и хуже – если не считать «янтарную зону» и западное приграничье, которое существует за счет контрабанды леса и сигарет. Да, в некоторых регионах действуют успешные агрохолдинги – но их не так много, и они не требуют большого числа работников. Основная часть селян давно превратилась в лишних людей. Возле новеньких зерновых хабов на краю полей подсолнечника и рапса, стоят бедные и полупустые деревни, где давно нет ни денег, ни перспектив. Этот мир не имеет ничего общего с реальностью, в которой живут где-нибудь в Женеве и Сан-Ремо процветающие аграрные бароны – экспортеры украинской курятины и зерна.
В этой ситуации отчасти помогала трудовая миграция. Молодое трудоспособное поколение сельских жителей пролетаризируется, отправляясь на стройки Киева, за границу или в АТО. Переводы от «заробитчан» являются важным экономическим фактором, и многие надеются на них больше, чем на свои жалкие пенсии. Однако сейчас, в результате инфляции, повального роста цен, сворачивания социалки и коммерциализации медицины, средства из-за границы в лучшем случае позволяют удерживать себя на плаву. Кроме того, в последние годы прослеживаются новые тенденции миграционных процессов, когда все больше мигрантов при первой возможности перетаскивают за собой родственников. Чтобы не вкладывать деньги в свою безнадежную родину.
Неолиберальная образовательная реформа привела к ликвидации многих провинциальных школ и техникумов, где раньше учили на зоотехников и агрономов. Это постепенно добивает социальную жизнь глубинки, откуда убегают все те, кто хочет какого-то будущего для себя и своих детей. Образовательный уровень падает с каждым следующим поколением, заведомо обрекая молодых провинциалов на статус неквалифицированной рабочей силы. И нет никаких социальных лифтов, которые поднимали бы сельских жителей к высотам другой жизни, давая шанс вырваться из своей среды. Если не считать армию и полицию, где, по крайней мере, можно рассчитывать на небольшой заработок, еду, и выданную за кошт государства форму.
К этому можно добавить стремительную криминализацию украинского села. Там, где были в ходу «финки» и кулаки, стали обычными «лимонки» и автоматы. Привыкшие к насилию в зоне АТО солдаты приносят его домой, пополняя криминальную хронику дикими историями преступлений. Коррупция стала социальной нормой – представители местной полиции сплошь и рядом напоминают нерадивых жуликоватых шерифов из вестернов, которые крышуют преступников и безнаказанно выдаивают округу, не забывая передавать долю областному начальству. Рейдерские отжимы урожая стали фирменной особенностью последних лет. Да и на Полесье простой «посполитый» человек уже не может просто так намывать янтарь – если не отдаст местной банде до трети добытых камней. Хотя оставшиеся деньги тоже надо вовремя унести.
В этой ситуации глупее всего пенять на «понаехавших селюков», которые якобы несут с собой национализм, невежество, архаику, бескультурье. Жители провинции приезжают в города потому, что им нечего делать в вымирающем от последствий реформ селе. При этом, они предпочитают носить современную городскую одежду, слушают интернациональную попсу – а пресловутая мода на вышиванки главным образом охватывает столичную интеллигенцию, которая как раз и выступает в обществе основным триггером распространения шовинизма, языка ненависти и вражды.
Именно образованные украинцы пропагандируют «шароварный» путь развития Украины, подменяют историю романтической мифологией, старательно зачищая ее от рудиментов «совка». Посмотрите фотографии массового флешмоба крупнейших IT-фирм страны, которые дружно вышли на работу в национальных костюмах. Представители «креативного класса» из столичных офисов гораздо больше подвержены милитаристскому психозу – у них есть деньги и время на военные сборы по выходным, чтобы размяться, пострелять по мишеням и выпить под звуки патриотических песен. Однако, на войну обычно идут сельские парни – а вовсе не те, кто «топит» за нее в бложиках и кафе. И эти выходцы из села обычно куда менее кровожадны, чем их сверстники с дипломами гуманитарных и технических вузов.
Не вините село. Дело даже не в том, что предубеждения против сельских жителей относятся к худшим разновидностям предрассудков, и стоят в одном ряду с позорной донбассофобией. Они нелепы и лицемерны. Я провел детство на Подоле, учился в старейшей школе города, на углу улицы Зелинского и Андреевского спуска, и хорошо знаю, что у каждого «коренного киевлянина» полно сельских родственников и предков. Даже если он пытается скрыть это от вас или от себя.
Но главное, нужно понимать – украинское село потеряло от последствий Евромайдана еще больше, чем пострадавшие от деиндустриализации города – если не считать феодалов-латифундистов и камуфляжных бандитов с красно-черными повязками на рукавах. Трагическое, уродливое явление внешней и внутренней миграции является прямым следствием неолиберальных реформ, а «заробитчане» – всего лишь жертвы этой политики, которую проводят в жизнь представители социальных элит.
Не забывайте об этом, когда вам рассказывают оскорбительные расистские байки про «малокультурное сельское быдло», выставляя его виновником всех несчастий нашей страны. Эти рассуждения выгодны только власти, которая считает быдлом всех бедных и бесправных жителей Украины – вне зависимости от места рождения. Потому что она хочет стравить между собой своих потенциальных противников. Жителей города и села. Нас с вами.
Андрей Манчук
Читать по теме:
Андрей Манчук. Сёла без школы
Максим Нечипоренко. Кризис входит в пике
Андрей Манчук. Донбассофобия
Андрій Мовчан. Акціонери
Майкл Робертс. «Свободное падение»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>