Удивительно понимание либерализма частью российской протестной общественности. Немало тех, кто именует себя либералами, не просто горюют в эти дни по казнённой сто лет назад верхушке династии Романовых, но называют тот расстрел «неслыханной жестокостью» и большевиков – «бандитами», выводя из этого факта преступную нелегитимность нынешней власти.
Я – не поклонник большевиков, поскольку являюсь левым демократом, да и в той истории столетней давности, на мой взгляд, экс-царя надо было судить, не наказывая его детей. Однако при этом все сословия для либерала равны, так ведь? А раз так, весьма странно выделять убийство детей Романовых из миллионов детей, жестоко убитых русскими помещиками, фабрикантами, крестьянами и царями.
Вспомните знаменитую сцену из «Братьев Карамазовых» – о помещике, спустившем собак на ребёнка, чтоб они его разорвали насмерть на глазах у матери? А реальные зверства черносотенцев, казаков и белогвардейцев, разрубавших детей на глазах матерей, подчистую вырезавших семьи, которые были обычными в начале ХХ века? Разве всё это меркнет на фоне частного эпизода гибели Романовых?
И дело не только в убийствах – к массовой гибели детей вели социальные условия жизни в мирные годы царской империи. «Из каждой тысячи покойников мужчин приходилось в этом же году (1905 г.) на детей до 5 лет 625,9. Из каждой тысчи умерших женщин на девочек до 5 лет приходилось 585,4. Другими словами, у нас в России умирает ежегодно громадный процент детей, не достигших даже 5-летнего возраста – страшный факт, который не может не заставить нас задуматься над тем, в каких же тяжелых условиях живет российское население, если столь значительный процент покойников приходится на детей до 5 лет», – писал Н.А. Рубакин в книге «Россия в цифрах», которая вышла в Петербурге в 1912 году.
История династии Романовых началась с детоубийства – публичной жестокой казни четырехлетнего сына Лжедмитрия, которая была совершена по приказу царя Михаила Романова на Лобном месте в Москве – и символично закончилась детоубийством в Ипатьевском доме. Впрочем, история монархии любой страны – это всегда череда убийств, интриг, грязного и беспринципного политиканства. Там, где короли реально вершили политику, они всегда были далеки от моральных идеалов, в отсутствии которых упрекаются их противники.
Напомню, что сам либерализм родом из антимонархических революций XVIII-XIX веков. Во Франции и Великобритании восставшие дворяне-революционеры казнили своих монархов вместе с членами их семьи. В России часть декабристов – представители самых родовитых аристократических фамилий России, люди чести и интеллекта, герои 1812 года – была готова сделать то же самое с династией Романовых. Значит ли это, что они тоже были «бандитами»? И значит ли это, что нынешнюю власть Франции и Британии следует считать преступной и нелегитимной?
Вообще, существует очевидная разница между российским и западным пониманием либерализма. В России под либерализмом зачастую понимают антисоциальный консерватизм – то есть, правую по своей сути идеологию. На Западе классический либерализм, который не следует путать с неолиберальной доктриной, как правило, означает лево-либеральную идеологию – там он зачастую социал-либерален. А в бывшем СССР люди, которых зовут либералами, могут поддерживать любые правые идеологемы – вплоть до расизма и апартеида. Хотя либералами они, по своей сути, конечно же, не являются.
В той же мере не являются большевиками и нынешние правители нашей страны. Тезис, согласно которому в России до сих пор правят «большевики», в принципе не выдерживает никакой критики. На российском телевидении в самый прайм-тайм стоит ежедневный плач об «убиенном душке-императоре», а недавно на канале «Культура» закатили по этому поводу целый памятній концерт. В Александровском саду, у стен Кремля, еще несколько лет назад снесли обелиск в честь левых философов и публицистов, поставив вместо него обелиск в память династии Романовых. Плюс, там же, рядом, установлен памятник короновавшему Романовых патриарху Гермогену.
Надо умудриться не замечать, что нынешняя власть апеллирует именно к дореволюционной России – ненавидя революцию в любом её виде. И вопрос в том, солидаризируются ли с ней в этом моменте российские «либералы» и либералы?
Игорь Димитриев
Читать по теме:
Сергей Вилков. За кого голосуют «вконтакте»?
Артем Кирпиченок. Почему невозможен лево-либеральный альянс?
Илья Будрайтскис. Кому грозит историческая ответственность
Андрей Манчук. Фото девяностых
Артем Кирпиченок. Маннергейм чешется
Александр Рыбин. Левые-провинциалы и левые-москвичи: в чем разница
Алексей Сахнин. Российские выборы: народ безмолствует
Юрий Латыш. Эпоха демодернизации
Фархад Измайлов. «Яблоко» и его программа
Алексей Этманов. «Надо заниматься политикой»
Георгий Комаров. Проживем без «Дождя»
Сергей Козловский. Снос ларьков и сила привычки
Анна Брюс. Живой щит из скелетов в шкафу
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>