«За Маркса…». Почему троеточие?«За Маркса…». Почему троеточие?«За Маркса…». Почему троеточие?
Пряма мова

«За Маркса…». Почему троеточие?

Андрій Манчук
«За Маркса…». Почему троеточие?
Именно рабочий класс больше всего пострадал в результате реформ. Именно им обещали больше всего

13.03.2013

От редакции: Российский кинорежиссер Светлана Баскова получила известность в конце девяностых – как автор авангардного кино, а затем сняла серию документальных сюжетов о рабочем и студенческом движении постсоветских стран. В интервью LIVA.com.ua она рассказывает о своем новом полнометражном художественном фильме «За Маркса…» –знаковой ленте, которая демонстрирует социальные антагонизмы постсоветского общества и отображает сложный процесс организации рабочего класса  для защиты своих трудовых и человеческих прав. 

– Светлана, в своем фильме «За Маркса…» вы обращаетесь к теме независимого профсоюзного движения – второй раз после серии документальных киноновелл «Одно решение – сопротивление», где вы рассказывали о профдвижении России и Украины. Что пробудило у вас интерес к этой теме?

– Скорее, документальный фильм был инструментом для создания фильма художественного. Это результат исследовательского процесса, который я проводила перед съемками.

А интерес к теме возник спонтанно. Мне показалось, что противоречия современной жизни можно показать через раскрытие именно этой темы. Но так как эта тема меня захватила, я продолжала документальные съемки и после окончания работы над фильмом.

– Говоря о своем фильме, вы раскрываете географию современного российского профдвижения – от Калуги и Липецка до Тольятти и Череповца. Его сюжет основан на реальных событиях?

– Нет, сюжет фильма не основан на реальных событиях. Скорее, это типическая история. А материал я собирала в течение года, общаясь с активистами независимых профсоюзов в разных городах России.

– Приходилось ли вам участвовать в протестных акциях независимых профсоюзов? 

– Да, я была свидетелем некоторых митингов, шествий. Особенно мне запомнился митинг в Тольятти. Он был настолько «художественный», что у меня даже было искушение вставить съемку этого митинга в фильм.

– Представляя свой фильм, вы говорили: «художник выражает время, и этот фильм отражает свое время, отражает время мого поколения». Почему вы считаете, что биографии рабочих активистов наиболее полно отражают собой нашу современность?

– Потому что в ней концентрируется трагедия нашего поколения. Ведь именно рабочий класс больше всего пострадал в результате реформ. И именно им обещали больше всего. И именно они были движущим мотором этих реформ на заре перестройки.

– На днях вы выступили с инциативой «народного кинопроката» фильма «За Маркса…» , предлагая активистам самостоятельно организовать показы ленты в своих городах. Что вы ожидаете от этого проекта?

– Ожидаю инициативы со стороны активистов. Что они смогут договориться с кинотеатрами, и мы сможем сделать прокат на Украине – что очень хотелось бы.

– «За Маркса…» был хорошо принят на недавнем кинофестивале в Берлине. Эта тема актуальна для кризисной Европы?

– Да, черезвычайно актуальна. А хороший прием, скорее всего, обеспечил юмор в моем фильме.

– «Коммерсантъ» назвал ваш фильм «безжалостным приговором капитализму». В девяностые нас учили, что капитализм ведет к всеобщему процветанию, а слова «эксплуатация» и «классовая борьба» – это не более, чем пропагандистские штампы. Нас обманули?

– Да, это были наивные иллюзии успокоенного и мечтательного общества. Чем и был поздний Советский Союз.

– Вы рассказывали о том, что «безумные реформы» тех лет обернулись трагедией для миллионов людей. Отразили ли эти процессы ваши первые фильмы – и какая логика связывает их с фильмом «За Маркса…»?

– Первые фильмы отражают тот высокий градус безумия, что завладел большинством наших соотечественников. Главная логика – меня интересует трагедія «маленького человека»

– Название вашего фильма отсылает зрителей к заголовку книги «За Маркса» Луи Альтюссера?

– Верно. За тем исключением, что в конце у меня не восклицательный знак, а троеточие – предполагающее раздумие. 

– Был ли отображен в современной российской и постсоветской  культуре социально-экономический  кризис 2008-2013 годов? Почему художники и режиссеры начали обращатся к темам классового конфликта и классовой борьбы, которые прежде считались маргинальными и неактуальными? Это дань моде, тренду – или нечто большее?

– Да нет никакой моды. И тренда нет. Скорее это усилия небольшого количества талантливых авторов. Мода – это когда Федор Бондарчук станет снимать фильмы про классовую борьбу.

– Вы призываете «знать и анализировать» нашу историю. Что стоит за попыткой «переписать историю» поколения наших родителей? Можно ли видеть в этом попытку навязать нам мнение, что нынешний социальный порядок не имел и не имеет исторической альтернативы?

– Думаю, что главная задача заключается именно в этом. Создание безальтернативной иллюзии – залог успеха любых ужесточений.

– Вы говорите о «чувстве собственного достоинства», которое приходится отстаивать профсоюзным активистам. Почему это важно?

– Потому что именно это чувство является «хребтом» независимости и политичности. И каждый должен сам определять, чем для него является достойное поведение.  

– Сцена из промо-ролика к фильму, где герой, увязая, бредет в глубоких снегах – это аллюзия на путь, который предстоит пройти в своем  развитии рабочему движению? 

– Эта сцена в фильм не вошла. Она была из снов героя, ни один из них в фильм не вошел – сны понижали концентрацию и напряжение. Мне трудно проводить какие-то аналогии по этой сцене. Но в том, что рабочее движение ожидает трудный путь, сомневаться не приходится.

Спрашивал Андрей Манчук

Читайте по теме:

Славой ЖижекКиногид от извращенца

Саймон ХаттенстоунСемь рюмок с Аки Каурисмяки

Лидия Михеева. Что смотреть восьмого марта

Илья Матвеев«У рабочих было чувство, что они делают историю»

Максим ФирсовИнтервью с Сергеем Удальцовым

Алексей Цветков«Жизнь Пи» – атеизм невыносим?

Андрей МанчукИнтервью с Кириллом Медведевым

Дмитрий РайдерИнтервью с Ниной Пауэр

Андрей МанчукИнтервью с Изабель Магкоевой

Андрей МанчукИнтервью с Ильей Будрайтскисом 


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал