Давайте представим себе такую сцену из антиутопии, изображающей наше общество в ближайшем будущем. Патрули обходят полупустые ночные улицы города в поисках иммигрантов, уголовников и бродяг. Всех, кого находят – жестоко избивают.
То, что может показаться лишь причудливой голливудской фантазией, на самом деле уже реальность сегодняшней Греции. По ночам линчеватели из неофашистской партии «Золотой рассвет», обходят улицы, избивая всех попавшихся им иммигрантов: афганцев, пакистанцев, алжирцев. «Золотой рассвет», партия отрицающая Холокост, набрала 7% голосов на последних выборах – и, как сообщалось, ее поддерживает 50% состава афинской полиции. Вот как защищают Европу весной 2012-го года.
Вся проблема защиты европейской цивилизации от иммигрантской угрозы заключается именно в том, что жестокость, с которой ведется эта защита, является гораздо большей угрозой «цивилизации», чем любые массы мусульман. С такими друзьями и защитниками Европе не нужны никакие враги.
Сто лет назад Гилберт Кит Честертон следующим образом определил тупик, в который заходят критики религии: «Люди, начинающие борьбу против церкви во имя свободы и гуманности, губят свободу и гуманность, лишь бы биться с церковью... Секуляристы не уничтожили божественных ценностей, но (если это может их утешить) поколебали ценности земные».
Многие либеральные воины настолько рвутся в бой с антидемократическим фундаментализмом, что, в конце концов, отказываются и от свободы и от демократии – лишь бы бороться с террором. И если «террористы» готовы погубить наш мир ради любви к ближнему, то наши борцы с террором готовы погубить демократию из ненависти к мусульманскому Другому.
Некоторые из наших борцов с террором настолько возлюбили человеческое достоинство, что готовы узаконить любые пытки ради его защиты. В данном случае мы имеем дело с инверсией того же процесса, в ходе которого фанатичные защитники религии начинают с атаки на современную светскую культуру и заканчивают тем, что жертвуют самими своими религиозными принципами в стремлении уничтожить любые проявления столь ненавистного им секуляризма. Но основную опасность представляют как раз не борющиеся с иммигрантами защитники Греции – они ведь лишь побочный продукт подлинной угрозы - политики экономии, ввергнувшей Грецию в столь бедственное положение.
Следующие выборы в Греции состоятся 17 июня. Европейский истеблишмент уже предупреждает, что эти выборы будут иметь решающее значение – и не только для судьбы самой Греции. Возможно, на карту поставлена и судьба всей Европы. Один из вариантов выхода из кризиса (правильный, по мнению евроистеблишмента) позволит продолжать болезненный, но необходимый процесс лечения экономики с помощью мер экономии. Альтернативный вариант (если победит «крайне левая» СИРИЗА) будет равен голосованию за хаос и конец знакомого нам европейского мира.
Предсказатели апокалипсиса правы – хотя и не в том смысле, который они вкладывают в это понятие. Критики нынешнего демократического устройства, например, с сожалением говорят, что выборы не предлагают настоящего выбора – вместо него у нас есть лишь выбор между правоцентристской и левоцентристской партией, чьи программы практически не различимы. А 17-го июня в Греции будет реальный выбор: с одной стороны – истеблишмент («Новая Демократия» и ПАСОК), и с другой стороны - СИРИЗА. Истеблишмент в панике – как всегда бывает, если существует реальный выбор. Если вы сделаете неправильный выбор (говорят его представители), то его результатом будут хаос, нищета и насилие.
Сама вероятность победы СИРИЗА заставила глобальные рынки дрожать от страха. Вот и настало время идеологической просопопее – рынки говорят, словно люди, выражая «беспокойство» по поводу того, что случится, если результаты выборов не дадут правительству права упорно следовать программе ЕС-МВФ по навязыванию финансовой экономии и структурных реформ. Ну а гражданам Греции некогда беспокоиться обо всем этом – у них и без того есть, о чем беспокоиться в своей повседневной жизни, которая погружается в пучину такой бедности, какой Европа не знала вот уже несколько десятилетий.
Сами предсказания апокалипсиса и приближают его приход, вызывая панику и приводя к тем самым последствиям, о которых предупреждают. Если Сириза победит, то европейский истеблишмент будет надеяться на то, что нас научит горький опыт последствий любых попыток прервать порочный круг соучастия брюссельских технократов и антииммигрантских популистов. Поэтому и лидер СИРИЗА, Алексис Ципрас, дал понять в своем недавнем интервью, что в случае победы его первой задачей будет противодействие панике: «Люди победят страх. Они не сдадутся и не позволят себя шантажировать».
Перед СИРИЗА стоит практически неразрешимая задача. Ведь ее голос – это отнюдь не голос левацкого «безумия». Наоборот, это голос разума, звучащий наперекор безумию рыночной идеологии. Своей готовностью управлять страной СИРИЗА прогнала страх левых перед взятием власти; она имела мужество взяться за уборку бардака, устроенного другими. Им предстоит нелегкая задача – совмещать прагматизм и принципы, приверженность демократии с готовностью действовать при необходимости быстро и решительно. И если у них будет хоть минимальный шанс на успех, то им потребуется общеевропейская солидарность, что включает в себя не только порядочное отношение со стороны каждой из других европейских стран, но и продвижение креативных идей помощи, вроде кампании туризма солидарности этим летом.
В «Примечаниях к определению культуры» Томас Стернз Элиот отмечал: существуют определенные моменты, когда выбор есть лишь между ересью и неверием – то есть, когда единственной возможностью сохранить религию живой является сектантский раскол. Таково и нынешнее положение Европы.
Лишь новая «ересь», представленная на данный момент СИРИЗА, может спасти то, что стоит спасать из европейского наследия: демократию, веру в людей, эгалитарную солидарность. Европа, которая ждет нас в случае, если СИРИЗА смогут обойти, будет «Европой с азиатскими ценностями» – которые, конечно, не имеют отношения к Азии, а являются общей тенденцией современного капитализма, стремящегося избавиться от демократии.
Здесь мы имеем дело с парадоксом «свободного выбора», свойственного демократическим обществам: выбирать можно лишь при условии, что ты сделаешь правильный выбор. Поэтому, если вы делаете неправильный выбор (как, например, Ирландия, отвергнувшая на референдуме конституцию ЕС), то ваш выбор считают ошибкой – а истеблишмент тут же требует повторения «демократического» процесса, чтобы исправить эту ошибку. Когда Георгиос Папандреу, бывший тогда премьер-министром Греции, предложил в конце прошлого года провести референдум по поводу принятия финансовой помощи со стороны стран еврозоны, саму идею референдума отвергли как ложный выбор.
Сегодня в масс-медиа в основном присутствуют два варианта сценария освещения греческого кризиса: германо-европейский (греки безответственны и ленивы, они транжиры и уклоняются от налогов, их необходимо взять под контроль и научить финансовой дисциплине), и греческий (нашему национальному суверенитету угрожает неолиберальная технократия, навязанная Брюсселем). А когда судьбу греческого народа стало более невозможно игнорировать, появился и третий вариант: греки представляются в нем в качестве жертв некой гуманитарной катастрофы, которым необходима помощь – словно бы они стали жертвами войны или природной катастрофы. И хотя все варианты лживы, вероятно, третий из них наиболее отвратителен. Греки – отнюдь не пассивные жертвы. Сейчас они ведут войну с европейским экономическим истеблишментом и им нужна солидарность с их борьбой – потому что это и наша борьба тоже.
Греция не является неким исключением из правил – она лишь одна из основных площадок для испытания новой социо-экономической модели, которая потенциально может быть применима везде без каких-либо ограничений: деполитизированная технократия, когда банкирам и прочим экспертам дозволено уничтожить демократию.
Спасая Грецию от ее так называемых спасителей, мы спасаем и саму Европу.
Славой Жижек
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Cергей Киричук. В защиту ККЕ
Сектантский подход руководства ККЕ
Р.Сеймур, Х. Смит. Сириза!
Дмитрий Колесник. Гнев, разочарование и снова гнев
Джон Холлоуэй. Радость восстания
Леонид Грук. Сказка о Тройке
Алексей Блюминов. Греческий бунт. Много шума и… ничего
Андрей Манчук. Перспективы протестов
Надим Фетэйх. Самоубийство как триггер восстания
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>