Есть такая книга – Айрат Димиев, «Классная Америка». Написана она человеком не очень образованным (хотя у автора, кажется, кандидатская по химии), но в ней есть одно потрясающее достоинство: она написана с позиции непредвзятого человека. То есть вот человек, как был, поехал в Америку и стал там преподавать в обычной школе – и записал впечатления, как если бы это был блог или дружеские посиделки. Такие наблюдения на самом деле бесценны. Бесценны в первую очередь тем, что автор не пытается ничего приукрасить или причесать, чтобы оно «соответствовало современной педагогической науке».
Это гигантская проблема в сегодняшней педагогике – возьми любую официальную книгу, описывающую ситуацию зарубежных стран, и ты никогда не сможешь узнать, правда в ней или вымысел. Теоретическая педагогика сегодня, как и пятьдесят лет назад, вся пронизана одной сплошной политикой, и ничего, кроме политики, в ней нет.
Вот взять Джуринского – «Чему и как учат школьников в Японии». Если бы я не жила в Японии и не преподавала в японских школах лично, я бы, признаться, поверила всему, что написано у Джуринского. Ведь как красиво написано! Русскому человеку только дай образ «прекрасной, загадочной, традиционной и сверкающей Японии», как он проглотит его, не моргнув глазом.
И традиции-то японцы охраняют. И «новые формы и методы обучения» ищут. И
активность, самостоятельность, творчество развивают. Школа, понимаешь, «призвана
научить ребенка самостоятельно открывать факты, а не снабжать его фактами». И
видеоклипы-то там применяются. Воспитывают, понимаешь, члена национального и
мирового сообщества. Решая проблему противостояния группы и индивидуальности,
японские педагоги, понимаешь, применяют стратегию встречного движения, когда
детский коллектив помогает адаптироваться всем своим членам.
«Профессор Огава полагает, что культ природы ребенка сужает возможности и
результаты воспитания, поскольку для него становится урезанным многоцветье
окружающего мира».
В соответствии с идеей общинности, понимаешь, в японской школе интегрируются
новации, связанные с процессом обучения. Наряду с обычной формой
классно-урочных занятий учителя охотно и часто прибегают к групповому обучению
во время уроков. Оно организуется в виде соревнования: какая группа лучше и
больше выучит иероглифов, английских слов, стихов. Оценки при этом получает вся
группа.
Ах ты, елы-палы, идиллия!
А мы-то, немытая Россия, нихрена не знаем, не умеем. Вона оно как, у японцев-то! Потому они и живут нормально! Сами всего добились... потому что у них культура... да...
Прекрасно, да только в этом ни слова правды нет. Это абсолютно то же самое, что
льется на наши головы с экранов телевизоров, когда власть рассуждает о ЕГЭ, «модернизации»
и «инновации». Несчастному постсоветскому читателю, готовому поверить в
японское чудо, Джуринский скармливает официальную японскую пропаганду, да еще и
выдает ее за «научные данные». Мол, «автор лично проживал в Японии, работал в
Университете Цукуба, собирал всю эту информацию».
Это все равно как если бы японец приехал в Москву, по предварительному
соглашению с властями пошел в какой-нибудь университет, его бы, может быть,
повозили по «правильным» школам (которые бы, разумеется, предупредили о визите
иностранного ученого), напичкали «правильной» информацией и отпустили в Японию
с миром.
Джуринский – официальный, признанный педагог, автор учебников, понимаете? Он
официальное лицо. Вы думаете, японцы чем-то отличаются от русских, когда дело
доходит до официальных проверок? А без официального заявления посетить школу в
Японии нельзя. Так что к вашему визиту обязательно подготовятся. Единственный
способ узнать правду – это вон, как Димиев, преподавать там за зарплату.
А правда заключается в том, что японское образование оставляет желать лучшего.
Японцы не охраняют традиции. Не ищут новые формы и методы обучения. Активность,
самостоятельность, творчество? Помилуйте. Учителя в большинстве своем не знают,
что такое «видеоклип». Какого «члена мирового сообщества» может воспитать
учитель, для которого самое дальнее расстояние, на которое он согласен ездить –
это соседний супермаркет?
А хваленое «групповое обучение» есть не что иное, как калька с американского метода, о котором пишет Димиев: групповая «активность» с целью потянуть время. В реальности класс просто делится на команды и играет в какую-нибудь игру.
Мой личный неоднократный опыт: учитель английского языка планирует урок со мной (мы работаем в паре). Говорит следующее:
«Так, сначала мы повторим материал, потом я дам новую грамматику, это и вот это, ты мне поможешь вот тут и вот тут, а потом... ну... что бы такое придумать... ну давай поиграем в игру, как всегда».
Эта игра – и есть групповая деятельность, о которой с таким пафосом говорит
Джуринский. Могу поспорить, российским читателям такая ситуация оч-чень близка.
Приехало начальство с проверкой, так, что у нас, учителя играют в игры на
уроках? Срочно придумали объяснение, да чтоб звучало понаучней!
Конечно, я здесь утрирую. Однако в каждой шутке есть только доля шутки. «Групповой
метод» действительно представляет собой не более, чем попытку сократить время
урока, одновременно сделав ученикам «приятно и весело». Более того, это так и
описывается в профессиональной литературе – мол, «необходимо, чтобы ученикам
было весело».
Но самое печальное – это что Джуринский объясняет особенности японского
образования «японским менталитетом». То есть, национальностью. Мол,
национальные особенности японского образования. Так и пишет: групповая
деятельность используется в школах потому, что японцы очень ценят группу и
предпочитают сознательно воспитывать в детях групповое сознание.
Нет ничего дальше от истины, чем это утверждение. Точно так же, наверное, можно
утверждать, что реформы образования в России – это особенность русского
национального менталитета (а не программа, спущенная сверху, буквально силой
втиснутая в школы).
Японская система образования на деле представляет собой практически идеально
точный слепок с американской системы. Это насильственно внедренная система,
насажденная (как и в России) против воли педагогов, родителей, и даже многих
директоров школ. Это не больший «продукт национального духа», чем ЕГЭ в России.
Сегодня вы можете получить адекватное представление о японском образовании,
прочитав не официальную книжку Джуринского о Японии, а – как ни странно –
воспоминания Димиева об Америке. Многое из димиевской книги можно смело
относить к Японии.
Рабочие тетради? – Да!
Тянущая время «групповая работа»? – Да!
Красочные, но бессодержательные учебники? Бессмысленные тесты с завышенными оценками? Невозможность перечить директору? – Да, да, да!
Удивительно даже не то, насколько общее описание напоминает Японию –
удивительно, что многое сходится даже в мельчайших деталях. Короткие переменки.
Ученики не заводят друзей, так как классы меняются слишком часто, состав
классов разный. Учителя, которые не знают своего предмета, случайные люди без
соответствующего образования. Главный упор – на have fun, «веселье,
удовольствие». Никто не проверяет реальные знания ни у учеников, ни у учителей,
главное, что интересует – отчетность. Печально известные теперь и в России
курсы «по выбору», с «естествознанием» и «обществоведением». И так далее.
Япония – как и Россия, и многие другие страны мира – подверглась такому же
плану модернизации по американскому образу и подобию, какому подверглась и сама
Америка. Американские «инновации» не были рождены в Америке простыми рабочими
людьми – народными педагогами. Они используются там с такого же молчаливого
согласия учителей и с подачи гнетущего безразличия родителей, как и в России.
Джуринские никогда не расскажут вам правду – они всегда будут проводниками
официальных позиций; это то, за что они получают свои деньги и свои ученые
степени. До образования никому из них по-настоящему нет дела. Возможно, у них
нет такой цели, но они, вольно или невольно, работают на разъединение учителей
во всех странах мира, внушая им, что существуют некие «национальные особенности
образования», и будто бы ситуация в образовании обусловлена политикой отдельно
взятой страны.
Учителя и родители должны как можно скорее осознать, что их проблемы – это сегодняшние проблемы всего мира, точнее, бедной его части, которая оказывается лишена образования и лишена будущего. Джуринским нет до нас дела. Если мы, объединившись, не будем бороться за свою школу – никто не будет за нее бороться.
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>