Термин «хипстер» был концептуализирован в эссе Нормана Мейлера... в 1957 году. Эссе называлось «Белый негр» и было посвящено «настоящим экзистенциалистам», выбирающим джаз, наслаждение и опасность, свойственные негритянской жизни (думаю, не нужно писать «афроамериканской», следуя языку эпохи).
Мейлер делает упор не на «стиль», а на опыт –
деликвентность, запретное влечение, внутреннее сопротивление (то, что во
Франции назвали grève humaine, «человеческой забастовкой»). Все это в едва
намеченной райхианско-неомарксистской рамке «отчуждения». Хипстер – это не
«стиляга», а боец невидимого фронта с отчуждающей и десексуализирующей
американской повседневностью.
Современный хипстер явно не такой. В этой культуре
вообще трудно найти какое-то (экзистенциальное/человеческое) содержание,
потому что она занята почти исключительно формой. Быть хипстером значит быть
спонтанным формалистом. Опыт – последнее, что ассоциируется с
хипстер-культурой, его там как будто и нет, тем более опыта сопротивления.
Причем «форма» – это бесконечный калейдоскоп «тенденций», которые и стали
основным содержанием слова hip. У Мейлера противопоставление hip и square
скорее человеческое – ты тонкий или дуб. А не модный/немодный.
Эссе Мейлера было прекрасно переведено
американистом Алексеем Зверевым и опубликовано в «Вопросах философии» (!) в
1992 году (!). В очень интересном предисловии он сравнивает постсоветский опыт
с опытом Америки 1950-х и приходит к выводу, что хипстеров в современном ему
1992 году, с его разлагающимся советским порядком, было полным-полно – это
деятели литературного андеграунда и рок-музыканты.
Рискну сделать совсем неочевидный вывод. Правый
писатель Галковский много лет пропагандирует идею о том, что в СССР
«андеграунд» и маргинальность были мейнстримом, в том числе на культурном
уровне. Это уж точно верно для России. Никакой «системы», «порядка» и
«рациональности», против которых можно было бы бунтовать, сейчас нет. Смешно
быть радикальным художником-«бунтарем» в стране, где вполне маргинальный подвид
современного искусства под руководством Марата Гельмана становится частью
городского и чуть ли не государственного официоза. Поэтому радикальный жест
группы Война в конце концов просто комичен – сколько можно рушить символический
порядок, который вообще-то никто не поддерживает. Нет у нас «отцов нации»,
Путин – это ироничный трикстер, окруженный карнавальными временщиками.
Поэтому настоящим радикальным жестом и чуть ли не
внутренней забастовкой здесь и сейчас являются созидающие усилия, попытка
говорить серьезно, строить, а не ломать. Радикальный художник – это Коля
Олейников с его предельно дидактичными плакатами «Учись/борись» без всякой
богемной придури. И – это трудно представить – хипстеры с сайта The Village,
реконструирующие эко-социал-демократическую утопию «удобного общества»,
отдаленно напоминающую «богатое общество» (affluent society) американских
1950-х, против которого бунтовали тогдашние хипстеры.
Короче, в России нет никакой «системы» в том
всепроникающем смысле, который имеет в виду контркультурная критика. Не от чего
бежать, нечего «отрицать» и радикально критиковать. Надо засучивать рукава и
строить все заново, самим.
Илья Матвеев
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>