Угроза демократии и ее альтернативыУгроза демократии и ее альтернативы
Угроза демократии и ее альтернативы

Угроза демократии и ее альтернативы


Матьяш Беник
Мы отдаем себе отчет в том, что в рамках существующих структур власти политических и классовых сил прямая демократия не стоит в повестке дня в сегодняшней Европе. Поэтому мы защищаем достижения буржуазной демократии

08.09.2012

«Новая Европа»

После окончания холодной войны народы бывших социалистических стран неожиданно столкнулись с явлением глобализации. Западноевропейские компании вышли на восточно-европейский рынок и способствовали созданию системы «дикого капитализма». Слабые антикапиталистические силы не смогли оказать никакого сопротивления этому процессу. В то же время, в сознание масс активно продвигался лозунг интеграции в Евросоюз. Неудивительно, что многие люди восприняли глобализацию как вторжение или осаду, а интеграцию – как диктат, колонизацию или в лучшем случае обыкновенный обмен Востока (Советского Союза) на Запад (Европейский союз). Многие из этих людей сейчас видят себя в роли жертвы этих процессов.

Падение так называемых «коммунистических» режимов в Центральной и Восточной Европе создало здесь идеологический вакуум. Во многих странах его заполнила собой бурлящая идеологическая смесь антисемитских, антицыганских и расистских стереотипов, националистических предрассудков, идеологем воинствующего антикоммунизма, ревизионистских амбиций и мстительного фундаментализма. В Центральной и Восточной Европе под знаменем свободы и демократии легально развиваются неофашистские политические группы и партии. Неофашизм открыто финансируется за счет отечественных и зарубежных капиталистических групп, а также представителей местных властей, новых властных элит Центральной и Восточной Европы.

Идея независимого национального государства связана здесь с фашистской, антикоммунистической традицией, что способствует проявлению национал-фашистских тенденций. В этом смысле в Украине, Прибалтике, Венгрии и Хорватии – то есть, в тех странах, где сотрудничество с нацистами играло важную роль во время Второй мировой войны, ситуация является наиболее пугающей.

Если говорить в целом, эта часть Европы состоит в этом смысле как минимум из трех различных регионов, где происходили системные изменения:

В России, Украине и Белоруссии у власти находятся авторитарные режимы, продвигающие неолиберальные реформы. В Венгрии и Польше (также здесь стоит упомянуть местные власти на Западной Украине) господсвуют политические силы, в идеологии которых доминируют выраженные неофашистские тенденции. В Венгрии резко усилились неохортисты и представители «Скрещенных стрел». Правящее правое правительство, получившее большинство в 2/3 мест в парламенте, меняет здесь буржуазно-демократические порядки на полудиктаторский режим. В то же время, неофашистские тенденции менее заметны в Чехии и Словении.

Венгерская ситуация

На парламентских выборах 2010 года крайне правая партия Jobbik («Движение за лучшую Венгрию») получила 17 процентов голосов, и стала третьей по влиянию партией в Венгрии. Системный кризис, постоянное падение уровня жизни, растущая бедность привели пять лет назад к созданию расистской, промилитаристской «Венгерской гвардии». «Она была создана для того, чтобы спасти венгров» – как сказал Габор Вона, лидер Jobbik и один из основателей «гвардии». Это явилось тревожным симптомом заболевания венгерского общества. Барьеры, ограждающие его от насилия, расизма и нетолерантности разрушаютя, а попытки подорвать и без того слабые институты буржуазной демократии – напротив, усиливаются.

Несмотря на то, что еще в 2009 году Верховный суд санкционировал роспуск «Венгерской гвардии» – после того, как она стала проводить регулярные «марши ненависти» в цыганских поселениях, эта парамилитарная группировка продолжила свою деятельность под новыми именами: «Новая венгерская гвардия», «Венгерская национальная гвардия» и «Национальный полк», организуя демонстрации и другие акции против «цыганской преступности».

Недавно «Гвардия» проводила акцию враждебной пропаганды против местной цыганской общины в городе Цеглед, за которой вновь последовали акты насилия.

Альтернативные пути выхода из кризиса

Одной из причин краха государственного социализма в бывших социалистических странах было то, что бюрократический контроль производства и политической жизни господствовал над обществом, а инициативы отдельных трудящихся подавлялись. В частности, не оставалось никакой возможности для социально-политической самоорганизации производства. Хотя государственный социализм надолго исключил частную собственнось, она была преобразована в бюрократическую государственную собственность. В то же время, диктаторский режим, называющий себя демократическим, – пусть и с бюрократическими привилегиями и ограничениями, вызвавшими впоследствии его падение, – конституционно гарантировал народу полную занятость, право на труд, доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию и образованию.

Согласно нашим убеждениям, демократия является прямой демократией. Это означает, что заинтересованные стороны и лица сами принимают решения по касающимся их вопросам. Это система, в которой люди и местные общины могут выбирать своих представителей – и если они не отвечают потребностям своих избирателей, избиратели могут их отозвать. Наша демократия в истинном смысле этого слова – народная демократия, которая больше не является борьбой за политическую власть между различными группами политических элит, а становится механизмом низовой власти, от индивидов и общин, в которых они состоят. Наша демократия построена на гражданском мужестве в борьбе со всеми видами угнетения и исключения. Мы защищаем права меньшинств, права женщин, права угнетенных. Мы выступаем за право общества самоорганизовываться против эксплуатирующих его и разрушающих среду его жизни дельцов.

Мы отдаем себе отчет в том, что в рамках существующих структур власти политических и классовых сил такая демократия не стоит в повестке дня в сегодняшней Европе. Поэтому мы уважаем достижения буржуазной демократии (свобода слова, свобода собраний и т.д.) и защищаем их от закономерных явлений полупериферийного капитализма – а именно, фашизма и идеолонического влияния крайне правых политических групп. Мы знаем, что в такой стране, как Венгрия, и во всей Восточной Европе, буржуазная демократия является прогресивной в сравнении с авторитарными правительствами и парламентской диктатурой.

Неолиберальная экономическая политика, которая восторжествовала после политических перемен, не позволила развить солидарную экономику и ее политическую инфраструктуру. Порожденная ей форма капитализма, часто называемая «диким капитализмом», привела к сильной социальной поляризации, обнищанию и социальному отчуждению всё более широких слоев общества, к потере продовольственного самообеспечения  и внутренних рынков, к зависимости от  кредиторов и спекулятивного бизнеса, к сокращению видов и объемов социальных льгот, к снижению количества  услуг в областях с низким покупательным спросом, к невозможности выживания на селе. И эта ситуация увеличивает запрос на экономику солидарности.

Наследие государственного социалистического прошлого – то есть, патернализм и обесценивание концепции социальной солидарности, – ослабили адаптацию западно-европейского типа экономики социальной солидарности и локального экономического развития в этом регионе.

В результате, несмотря на то, что некоторые составляющие экономики сообществ уже существовали до системных изменений, прогресс в развитии социально-солидарного сектора экономики идет медленно и противоречиво.

Общественная форма локального экономического развития пока что мало распространена. Не все формы экономики социальной солидарности, распространенные в странах Западной Европы уже дошли до Венгрии – и даже те, которые были внедрены, не соответствуют тем, которые стали привычными там. Важной особенностью Венгрии является влияние муниципалитетов на местные гражданские организации и общественные предприятия. Довольно сильна зависимость от грантовых программ.

В нашей стране существует широкий спектр инициатив, котораые направлены ​​на развитие сельских районов, развитие местных сообществ, экологии, занятостии и адаптацию молодежи. Однако на сегодняшний день нет ни одной национальной платформы, которая поощряла бы в обществе формирование общих интересов и целей.

Как правило, социальные экономические структуры возникают у нас в шести отраслях локального экономического развития:

а) Социальные земельные программы. За последние пятнадцать лет аграрная программа затронула около пятисот населенных пунктов, но только в двух местах (Tiszaadony и Túristvándi) она работает как комплексная система.

b) Общественные сельскохозяйственные кооперативы. Законодательная база, необходимая для создания общественных кооперативов, была создана в Венгрии в 2006 году. Эти кооперативы созданы для оказания социальных услуг – таких как уход за детьми, пожилыми людьми и инвалидами, а также для помощи безработным. Их зависимость от местных органов власти очевидна. Мэры или другие местные руководители часто являются учредителями таких организаций – или же они участвуют в управлении ними. Эта политическая зависимость также означает зависимость от рынка.

c) Некоммерческие проекты занятости. Они созданы для борьбы с перманентной безработицей. Однако, для их эффективной работы необходимо разработать соответствующие программы, способные устранить недостатки традиционной занятости на общественно-полезных работах – непостоянство этой занятости, ее краткосрочность, низкие зарплаты.

Начиная с 2002 года было реализовано около 300 таких проектов, обеспечивающих людей работой, профессиональной подготовкой и возможностью обмена опытом. Общей характеристикой этих проектов является то, что по завершению проекта он закрывается. Таким образом, они не могут обеспечить занятость целевой группе без внешней финансовой поддержки.

d) Производство и продажа товаров. Существуют основные категории этого вида кооперации: продукция, производимая в интересах потребления внутреннего рынка на уровне семьи, соседей, поселков, районов, регионов; продукция, производимая для внешнего рынка; движение «Дайте шанс местным товарам», благодаря которому торговля местной продукцией распространилась по всей стране.

e) Специальные локальные группы, предлагающие услуги без денежных расчетов. Концепция «Системы локальной занятости и обмена» впервые была внедрена в Венгрии зимой 1992 года. Встречи организации, на которых заключались деловые соглашения, проходили раз в два месяца. Начиная с девяностых годов в сельской местности появились еще несколько подобных организаций.

f) Группы микрокредитования. «Проект Kiút» («Выход»), который был запущен в 2009 году в качестве экспериментальной программы, должен помочь людям, живущим в нищете, – в основном, цыганам, – выбраться из порочного круга бедности с помощью их собственных ресурсов, через развитие общественной социальной поддержки и предостовление им финансовых услуг и информации. Средством для достижения поставленной цели является самозанятость на основе микрокредитов.

После внедрения в жизнь нескольких некоммерческих программ занятости, заинтересованность в развитии локального сообщества может осуществить значительные изменения, которые способны создать социальную и экономическую среду, независимую от грантов и обеспечивающую самостоятельность.

Мы выступаем против фетишистского мира современного капитализма, который фокусируется только на одном – на вере в деньги, на вере в бесконечное, хаотичное, саморазрушающее потребление, беспредельное получение прибылей средствами изощренного насилия или войн.

Мы верим в то, что человечество можно спасти, защищая общие интересы и опираясь на производственную самоорганизацию локальных сообществ.

Матьяш Беник


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал