Скажу честно: я – киноман. Не в том смысле, что заглатываю фильмы пачками, а в том, что для меня находится много интересного и в артхаусе, и в блокбастерах с многомиллионным бюджетом, и в фильмах категории «В». Кстати, среди последних встречаються настоящие жемчужины – ленты,где актеры действительно играют, а не смотрят в камеру с патетическим лицом.
Данная колонка родилась как комментарий к статье Славоя Жижека «Политика Бэтмена»,
речь в которой идет о социальном подтексте фильма «Темный рыцарь, возвращение легенды» – как о зеркале идеологического кризиса современного общества.
Эта кинолента (кстати, я просмотрел ее не с «экранной» копии, а в зале IMAX), кроме прочего, напомнила мне о том, что патриотическая пропаганда и реклама военной машины США все также «красной», или, точнее «звездно-полосатой» нитью проходит через основные работы американского кинематографа. Как и в старые-добрые времена Холодной войны голливудское кино имеет своей целью не только коммерческую прибыль, но также занимается вопросом создания позитивного лица американской армии и американской государственной системы. Причем, этот идеологический момент отнюдь не всегда стоит на втором месте.
В контексте нового «Бэтмэна» пропагандистские моменты читаются от самого начала и до конца фильма – да и сама картина начинается вне Готэм-Сити, с «международной» спецоперации ЦРУ – что вообще является одной из любимых «фишек» амерканских блокбастеров.
Классовая пропаганда преподносит зрителям образ «честных», вышколенных и принципиальных полицейских, и показывает систему, которая смотрится почти идеальной даже в нарушении фундаментальных демократических прав граждан – ведь по «акту Дента», сотни людей были брошены в тюрьму Блэкгейт без каких либо явных доказательств своей вины. Чем не оправдание наступления на права и свободы в сегодняшней Америке, включая подавление движения «оккупай», которое пытается демонизировать этот фильм? Комиссар Гордон так говорит об этом: «бывают случаи, когда законы связывают руки, позволяют преступнику уйти... И нужно, чтобы рядом был друг, готовый замарать свои руки, чтобы твои руки остались чистыми».
Примеры тюрьмы Гуантанамо или концлагеря Абу-Грейб показывают, что в этих словах гораздо больше от реальности, чем от художественного вымысла сценаристов.
Полицейские, смело идущие против взбунтовавшегося «сброда» под сенью разорванного американского стяга (один из зрителей в зале сказал: «у них такие лица, как будто они за зарплатой стоят»), мальчик, торжественно исполняющий на стадионе национальный гимн и «сливки общества» на приеме у Брюса Уэйна, которые «верят в общее дело» – вот образы, которые предлагает нам к потеблению эта пропаганда.
Но «Бэтмен» – это еще и фильм о столкновении Первого и Третьего мира, с неким уколом в сторону последнего, который якобы желает «клинком между ребер», с помощью терактов «восстановить баланс цифилизаций», как сказал об этом дух Ра-аль-Гула – оживляя в памяти публики демонические образы убитых «бэтманами» Хусейна или Бин Ладена.
Интересно посмотреть на этот фильм в контексте других популярных блокбастеров Голливуда. Сейчас новые времена, и супергерои уже не сражаются в одиночку – они выступают в тандеме с «героической армией». В «Мстителях» солдаты помогают противостоять натиску армии Локи, так же как и в «Трансформерах-3», где успех операции против деспетиконов обеспечили решившие сражаться «до последнего» солдаты. Кстати, в последней части «Трансформеров» автоботы «по собственной инициативе» стирают в пыль «ядерный объект Ирана» – что никак не соотносится с канонами «вселенной трансформеров», но зато прекрасно ложится в канву текущей подготовки к новой ближневосточной войне.
Даже в новом римейке «Человека-паука» финальное наступление на Зло, котрое осуществляет супергерой, было бы невозможным без «сознательных действий» полиции и простых граждан – и опять же, одна из ключевых сцен этой битвы осенена реящим «Star and Stripes».
В контексте последнего фильма о Бэтмене интересно вспомнить первый одноименный фильм, с Джеком Николсоном в роли главного злодея – Джокера. Она смотрелась как гангстерский боевик с острыми социальными гранями – а «Темный рыцарь, возвращение легенды» во многом показался мне своеобразным политическим детективом. В кино шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов был силен именно социальный подекст (это особенно хорошо видно в контексте римейков – если, к примеру, сравнить «Механик» с Стэтхемом и его фильм-предшественник с Чарльзом Бронсоном), который стал стираться в эпоху блокбастеров. Хотя смычка «пропаганда-киноиндустрия» иногда распадается благодаря независимому кино или таким коммерческим фильмам как «Игра без правил» – о фальсификации «иракского ядерного досье».
Большинство зрителей блокбастеров не обращает особого внимания на пропаганду или политику. Тем более, публике совсем не интересно задумываться над фильмом как цельным полотном – иногда зрителю даже трудно переварить «экшен-составляющую» картины. Однако устойчивые пропагандистские клише все равно остаются где-то на периферии общественного сознания, чтобы сыграть затем свою роль.
А лента «Темный рыцарь, возвращение легенды» хороша уже тем, что задает нам много вопросов, актуализируя серьезные социальные проблемы.
Андрей Недзельницкий
Инженер, гражданский журналист
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>