Донецк и Днепропетровск. Словно близнецы-братья. Два мегаполиса, почти четверть века отчаянно борющиеся друг с другом за право стать бизнес-столицей всея Украины. Со своими амбициями, олигархами и политико-криминальными кланами. И если подобное сравнение было справедливо в августе 2013-го года, то в последний летний месяц 2014-го оно кажется абсолютно неприемлемым. Один брат, решивший пойти против воли отца-Киева и высказать свое мнение, превратился в изуродованного калеку. Второй же надел вышиванку и пошел против брата, затаив мечты об «отдельной жизни» в самых укромных уголках души. Пробыв в Днепропетровской области полторы недели, я сложил для себя довольно яркое впечатление об этом регионе, точнее всего передаваемое фразой из михалковской экранизации рассказов Чехова: «Самомнение у нас-то – европейское! Образование, правда, азиатское...».
Из Одессы в Днепропетровск добирался автобусом. Ночью. Почти весь путь меня сопровождала Большая Медведица, которую еще месяц назад я так любил разглядывать с крыши бомбоубежища возле горловской шахты им. Ленина. Под Кривым Рогом автобус въехал в густой туман, тянувшийся до самого Днепропетровска. Металлургический запах Криворожья сразу же заставил вспомнить о доме. Утром добрались в град Петровского на Днепре. Будучи здесь на концерте «Оргии Праведников» еще лет пять-шесть назад, я запонмил Днепропетровск как некое архитектурное объединение «матери городов русских», «первой столицы Украины» и «города миллиона роз». Этот днепровский мегаполис воплотил в себе весь «улично-фасадный» колорит Левобережья. А улицу Карла Маркса я вообще считаю одним из красивейших центров Юго-Востока Украины.
Но ярче всего духовную суть Днепропетровска отражает гостиница «Парус». Монументальный и недостроенный советский мегапроект, на фасаде которого гордо намалеван украинский герб – поверх старой рекламы Приват-Банка. Вот так и сам город. При всем обилии современных стеклобетонных башен и многоэтажных жилых комплексов, Днепропетровск так и остается недоведенным до конца амбициозным советским проектом. Советское (хорошее и плохое) здесь повсюду – и под рекламами бутиков в ЦУМе, и в великолепных мостах возле подмарафетенной Набережной, и в ханжеской молодежи, увешанной желто-голубыми ленточками. Таким мог бы быть и Донецк, если бы он продолжил жить под ярмом своих олигархов и бело-голубых политиков. Днепропетровск сегодня – это ненаступившее донецкое завтра в лоне Единой Украины. Цены здесь такие же, как и у нас полгода назад. И людей мучают скорее бытовые и коммунальные проблемы, нежели война. О ней свидетельствуют лишь три изменения: блок-посты Нацгвардии при въезде в город; волонтеры с тележками, просящие помощь для армии в супермаркетах; летящие в аэропорт вертолеты и едущие туда с мигалками кортежи карет «скорой помощи». Причем глядя на количество последних, днепропетровчане смутно догадываются, что сообщения украинских СМИ о потерях ВСУ в зоне АТО несколько… занижены.
Жители Днепропетровска не просто любят свой город, но и гордятся им, как дончане в свое время гордились «шахтерской столицей». В их разговорах о своем регионе чувствуется до боли знакомая заносчивость – мол, они «не дотационные», «самодостаточные» и «при случае защитят свой регион и соседние регионы». Все, как в Донецке – год назад. С одним отличием – разные национальные полюса. Спрашиваю знакомого: «Ну, и как вам новый губернатор?». «Да как-то не особо чувствуется. У нас – мир. Это его главное достижение» – отвечает он мне. И так многие – сдают чуть ли не ползарплаты на нужды армии, отправляют «гуманитарку» НацГвардии и молятся на фразу «лишь бы у нас такого не было». Да, пока Киев не затронул их «недотационный» регион и не покусился на интересы самого Днепропетровска, у них такого не будет. Но когда Киеву понадобятся деньги, то выкачивать он будет их именно из самодостаточного Днепропетровска, а не сводящего концы с концами Херсона или Ровно. И любая попытка оставить деньги в регионе приведет к «донбасскому сценарию». Сможет ли тогда гордый Днепропетровск проглотить требования своего соседа по Днепру? Поможет ли ему статус «всея защитника»?
Уже сейчас в своих дворах днепропетровчане изливают праведный гнев о повышении коммунальных тарифов. Например, в Самарском и Индустриальном районах Днепропетровска плата за горячую воду достигает 26 с лишним гривен за кубометр. И это при том, что расположенная там Днепровская ТЭС сливает свою горячую воду в близлежащую реку, которая не замерзает даже зимой. ТЭС, к слову сказать, принадлежит ахметовской компании ДТЭК. Да и с мобилизацией тут все обстоит не так красочно, как нам описывают это масс-медиа. Лично слышал, как женщины на скамейке друг другу рассказывали, что приходящие повестки они втайне от мужей и сыновей прячут, а потом выбрасывают в мусорные баки. «Пускай, вон, беженцы-мужчины из Донбасса идут на фронт», – восклицают они. Открыто никто не говорит, что с дончанами воевать они не хотят, но…. Но днепропетровчанки больше всего боятся, что их мужья и сыновья не вернуться из Донбасса. Уже сейчас они, как и многие слабо идентифицирующие себя с украинской нацией жители Юго-Востока, взвешивают ценность жизни близких и единство Украины. Но при этом не забывают активно сдавать на АТО продукты, вещи и деньги. Лишь бы воевали другие, но не они.
Еще одно подтверждение этой мысли – мои наблюдения на Дне флага и Дне независимости, которые я провел в Днепропетровске. Представшее 23 августа на Набережной действо больше всего напомнило мне советские первомайские парады. Люди с флажками, дети на плечах, ленточки (правда, не красные банты, а желто-голубые «стрічки»), и все вокруг улыбаются. Казалось бы, ничего страшного, но…. Но тут появляется колона с украинскими двуколорами и черно-красными стягами. Впереди идут маргинальные усатые деды-националисты и орут «Украина понад усе!» (да так истошно, что слышится скорее немецкое «Deutschland uber alles»). А за этими (сошедшими по многострадальной Украине с ума еще в диссидентские 70-е) дедушками идет вся эта улыбающаяся и жизнерадостная толпа обывателей – парней в черных футболках с белым трезубцами и надписью: «Я українець», девушек в веночках, сорочках и красных бусах, а также менеджеров, одевших свои уикендные вышиванки. Толпа с улыбкой поддерживающая лозунг «Украина превыше всего». Превыше человечности, любви и чужих жизней. Воинствующее мещанство.
Увиденное на днепропетрвоской Набережной 23 августа вызвало у меня множество вопросов к так называемым патриотам. Во-первых, почему эти молодые и патриотичные футболконосцы не на фронте? Почему, когда под Иловайском гибнут добровольцы «Донбасса» и «Днепра», а хитрый Семен Семенченко из больницы взывает «нам нужны те, кто готов умереть за Украину», эти родинолюбцы красиво вышагивают по набережной Днепра? Много ли геройства в том, чтобы носить желто-голубую ленточку в Днепропетровске?. Во-вторых, почему размалеванные иностранной косметикой девицы в сорочках носят веночки – вместо того, чтобы как можно скорее забеременеть и родить с десяток детей, которые, по заветам фюреров, будут в будущем работать и воевать за Украину. Каждая барышня, гордо заявляющая, что она патриотка, должна быть готова к тому, чтобы рожать и рожать украинцев. Именно в этом заключается ее главная патриотическая функция перед 40-миллионной страной. Несмотря на мизерную господдержку, отсутствие жилья и риск не сделать карьеру. Ведь «Украина понад усе!».
В-третьих, почему на День независимости МакДональдс возле площади Ленина был забит людьми в вышиванках и «спидныцях»? Это ли, любезные мои патриотики, любовь к Отчизне – финансировать иностранную компанию общепита? Почему же вы в ущерб своим кошелькам не идете питаться в более дорогие, но отечественные заведения? Почему не укрепляете отечественную сферу торговли? Наверное, по той же причине, по которой вывешиваете с балконов украинские флаги, но ленитесь элементарно убрать под этим самым балконом мусор. Именно это я наблюдал сплошь и рядом в Днепропетровске. Флаги на окнах и полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки в зарослях придомовых территорий. Еще в школе меня тошнило от этого шароварного украинского псевдопатриотизма, который сегодня на трендовый щит подняла молодежь в Днепропетровске. Все эти хипстерские девочки с рюкзачками, считающиеся себя интеллектуалами и при этом наслаждающиеся низкопробными выступлениями местных ВИА, перепивающих мумифицированный еще в советское время репертуар Павла Зиброва или Оксаны Билозир. И в страшном сне я не мог представить, что молодые люди будут с упоением слушать подобный музыкальный продукт. В Днепропетровске я это увидел.
Вы спросите, отчего я так предвзят ко всем этим «стричковым герояславцам»? От того, что видел в Днепропетровске солдат-срочников. 17 и 18-летних пацанов. Командир привел их в супермаркет «Varus». Может, помочь с покупками. А, может, и забрать «помощь» от населения (среди которой, кстати, очень популярна туалетная бумага). Так вот, в их глазах я не видел самоуверенности и пламенного патриотизма. В их глазах была лишь обреченность и смирение с судьбой. Так почему, скажите мне на милость, эти ребята должны гибнуть, когда совершенно свободно по улицам ходят «чубатые» национал-гопники, кичащиеся сопричастностью к государству своими футболками и ленточками? Я уверен, что эти либеральные патриоты в один момент разорвут на улице человека с красным флагом или флагом России, но идти на фронт они не собираются. Ведь марши на выходных во славу нации безопаснее пуль контрнаступающих ватников Донбасса. И только в толпе эти патриоты ощущают свою погромную силу.
Что я заметил во время празднования Дня независимости в городе-миллионнике Днепропетровске. Молодежь получает удовольствие не столько от самого процесса «патриотизации», сколько от чувства сопричастности к массе. Массе единомышленников. Для них главное быть «в струе», носить модные веночки (иногда даже целые похоронные клумбы), рубашечки с узорами – и, вздергивая нос, соревноваться в патриотичности своего наряда. Меня, как старого и неисправимого неформала, никогда не прельщало стремление «быть, как все» и следовать идеям большинства.
Я бы сказал, что Днепропетровск – это Вавилон (недаром именно так называется один из крупнейших торговых центров на Левом берегу). Только вместо Мардука/Молоха здесь приносят жертвы украинскому государству. Город, так страстно желавший стать Сионом, в итоге превратился в обитель купцов и воинов. Несмотря на сходство Донецка и Днепропетровска, первый всегда был городом производственников и администраторов, а второй – коммерсантов. Выторговать особый статус при старом режиме Днеппропетровск не смог, и теперь очередь за войной. Постоянное наращивание военного потенциала в Днепропетровской области – тому яркое подтверждение.
Хотя, в Днепре не все так плохо. Там осталось много людей, которые считают нас, жителей Донбасса, братьями. Меня порадовали абсолютно аполитичные местные неформалы. Их отношение к сложившейся ситуации я бы описал цитатой из романа «Противостояние» известного хоррор -беллетриста Стивена Кинга, где родитель одного из главных героев говорит: "Не доверяй сильным мира сего, ибо сами они, и их правительства вздрючат тебя, и так будет до скончания века. Ты должен доверять самому себе. И пусть сильные мира сего катятся своей дорогой вместе с теми людьми, которые их выбрали. В большинстве случаев эта дорога не слишком хороша, но все обстоит нормально: они стоят друг друга".
Как-то мне нужно было добраться до площади Ленина с железнодорожного вокзала. Наиболее простой способ – сесть на трамвайчик, идущий по маршруту № 1. И вот, я вижу его впереди трамвай, с приклеенным баннером «Єдина Україна». Я бегу и уже собираюсь в него запрыгнуть, но вери передо мной закрываются и «рогатый» уезжает прочь. Символично – влезть в «Єдину Україну» я не успел. Уехал следующим, тремонтированным советско-чешским трамвайчиком, который не менее комфортабельно довез меня до нужно остановки – площади Ленина, где самого Владимира Ильича завалили несколько месяцев тому назад, не спросив об этом самих жителей города.
ДнепроВавилон, безусловно, шокировал обилием активного меньшинства украинских патриотов. Шокировал тем, насколько кичливым стало носить расшитые сорочки и пластмассовые веночки на голове. Шокировал тем, что слушающая музыку 60-х молодежь кричит «Украина превыше всего», а не «Зачем нам война – давайте лучше делать детей». Шокировала тем, что разочаровавшись в Майдане, люди продолжают слепо верить украинским политикам и власти. Но других людей в Днепропетровске все же больше чем тех, для кого государство превыше всего в этой жизни.
Так что… вспомню еще одну фразу из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»: «Мама, отправьте меня в желтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность и дружбу!».
Егор Воронов
Читайте по теме:
Александр Матюшенко. «Запретный город» Коломойского
Андрей Манчук. Come as you are
Жан-Арно Дерен, Лорен Геслин. Лидеры новые – олигархи те же
Андрей Манчук. Царь и порох
Флорин Поенару. Классовая перспектива в Украине
Джули Хайланд. Что готовит рабочим украинский режим?
Егор Воронов. Донбасский выбор
Андрій Мовчан. Єдина країна, чи єдність трудящих?
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>