«Нет у нас подушки, нету одеяла. Жмёмся мы друг к дружке, чтоб теплее стало». В последнее время многие левоориентированные граждане слишком буквально восприняли тезис «хороший либерал – мёртвый либерал», фактически вывернув его наизнанку. Многие заговорили о политическом убийстве Бориса Немцова в совершенно неожиданном для социалистов контексте, на наш взгляд, незаслуженно высоко оценив личный вклад убиенного в дело борьбы за права и свободы гражданского общества, посчитав это достаточным основанием для более тесного сотрудничества с либеральной оппозицией, однако, не сознавая, что тем самым они лишь будут выступать в роли массовки, и их роль будет сведена к трансляции чуждых лозунгов. Но даже если такие «левые» и говорят о необходимости «борьбы за гегемонию со слабыми и растерянными либеральными организациями», то, в действительности, они пребывают в состоянии растерянности перед инициативами куда более сильных и влиятельных сторонников капиталистической модели общества. Таким образом, вместо идеологической борьбы с либералами мы видим добровольную капитуляцию этой части «левых» перед ними.
Мы можем и будем критиковать ассоциацию с представителями либеральных движений, однако мы понимаем, что тому есть ряд причин: принадлежность к левому движению давно уже стала социальной стигмой в сознании российского общества. Левый акционизм воспринимается как пережиток советской эпохи, а сами активисты, в лучшем случае, рассматриваются большинством граждан как заидеологизированные чудаки-неудачники, бесполезный балласт любых общественных инициатив. Пропасть между ними и их целевой аудиторией продолжает увеличиваться, чему способствует ненавязчивая официальная пропаганда. К огромному сожалению, полная несостоятельность и неприкрытая маргинальность «профессионального» коммунистического движения служит ей подтверждением. Не последнюю роль в дискредитации левой идеи на постсоветском пространстве сыграли и события 2011 года на Болотной площади. А после славной победы киевского Майдана в 2014, также сыгравшей на руку пропагандистам Кремля, коридор возможностей для левых деятелей ещё более сузился. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация фактического отсутствия у левых собственной социальной протестной базы. А раз так, стоит ли удивляться, что всевозможные братания с бывшими идеологическими противниками становятся обычным делом?
И вот мы слышим из уст социалистов мантру о «праведной войне» украинских патриотов против российского империализма, за независимость страны. Изобретаются мифические образы украинских «левонационалистов», прогрессивных борцов с авторитарной бюрократической машиной, которые почему-то предпочитают бороться с ней в составе подконтрольных полиции военизированных карательных формирований с нацистским уклоном. Каким образом всё это может приблизить наступление «дивного нового мира» с расцветом профсоюзного движения, расширением гражданских прав и свобод, и прочих благ социализма – остаётся совершенно туманным. Напротив, мы имеем на Украине результат, совершенно обратный этим иллюзиям, до сих пор существующим у некоторой части российского леволиберального маргинеса.
И если пропагандистскую работу с «рассерженными молодыми людьми» на массовых акциях под чужими для левых националистическими лозунгами ещё можно как-то понять, то навязчивое желание сагитировать последовательных либералов на их собственных акциях в Москве и Петербурге выглядит безумием, либо вовсе профанацией левой идеи. Сущностью неолиберальной идеологии являются постепенный демонтаж социального государства путём социальных деформ, стремление консолидировать общество вокруг ценностей свободного рынка, и прочие правые по духу реакционные идеи, прикрытые псевдодемократической риторикой о «европейских ценностях», «свободе», «личном успехе». Однако ещё идеолог либерализма Людвиг фон Мизес прямо подтверждал, что эта идеология идёт рука об руку с фашизмом, от проявлений которого в нашей либеральной среде уже давно не шарахаются, как от язв прокажённого. Так что те, кто сейчас пытается опереться на сторонников Немцова, могут незаметно для себя оказаться «скованными одной цепью» с российскими поклонниками батальона «Азов».
Привлечь и завоевать людей можно отчётливой социальной повесткой и досконально проработанной программой, либо националистической и прочей идеологической риторикой. Однако же, эту нишу уже заняло наше государство, в пропагандистских целях нещадно эксплуатирующее концепты «духовности», всевозможных «духовных скреп», «веры и Отечества» и победы над фашизмом во время Второй мировой войны. И левые активисты, будто не замечая этого, судорожно пытается играть по тем же правилам, исходя из принципа «враг моего врага – мой друг» фактически взяв себе в союзники либеральную «оппозицию», что в прошлые годы не раз уже сослужило им плохую службу. «Внезапная» любовь к либералам, участие в «маршах памяти» и прочие сантименты выступают всего лишь ещё одним вариантом господствующей в обществе мифомании, и явно указывают на то, что в левом движении социальная повестка подменяется чуждой ему идеологией правящего класса, а многие активисты беззастенчиво исповедуют двойную мораль и дополняют своими голосами информационный шум вместо прямого действия и подлинной организаторской работы со своим электоратом.
Забавно отметить, что самые непримиримые противоречия и разногласия обычно возникают у левых либералов с другими левыми – представителями «социалистического лагеря». Но зато они легко прощают все старые, новые и будущие грехи своим старшим правым товарищам-либералам, заодно перенимая у них чувство ложной элитарности. Да, такие люди всегда заявляют о желании встать в авангарде рабочих масс. Но левые либералы не испытывают к этим массам настоящего уважения и не понимают их проблемы, хотя только стремление вернуть себе социальную базу в лице рабочего класса может явиться альтернативой быстрому растворению в либеральных митингах российских поклонников Тэтчер и Яроша.
Полина Беляева
Читайте по теме:
Алексей Цветков. «Почему я не «левый либерал?»
Артем Кирпиченок. Немцов: символ правых сил
Дмитро Галко. «Почему я левый либерал. Взгляд из Беларуси»
Артем Кирпиченок. «Не будь скотом у Лукашенко! Будь скотом у буржуев?»
Мария Муратова Чего добился Майдан?
Кирилл Васильев. Почему Навальный – не Мандела
Алексей Сахнин. Помни о Стасе
Александр Сергеев. Уральский Гэтсби
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>