От редакции: C 1 апреля в Украине издается украинская версия «National Geographic» – научно-популярного журнала, который, по словам его украинских издателей, «рассчитан на умных, мыслящих людей, на руководителей, в основном на мужчин». LIVA.com.ua предлагает своим читателям критический анализ контента информационных изданий Национального географического общества США, которое традиционно обеспечивает глобальную экспансию бизнес-корпораций.
«National Geographic» – телеканал Национального географического общества США – зачастую охотно смотрят люди, равнодушные ко всем прочим телевизионным программам. Короткометражные документальные фильмы популярно рассказывают зрителям о мире природы, истории, культуры и о научных открытиях. Они развлекают обывателей красочными картинами жизни тропических животных, пугают их страшилками о конце света и интригуют псевдоисторическими фантазиями на евангельские сюжеты, в духе творчества Дэна Брауна. Однако, эти невинные гуманитарные программы щедро разбавлены целой серией пропагандистских фильмов, живо раскрывающих нам милитаристскую мощь США. «National Geographic» едва ли не ежедневно демонстрирует документальные передачи об атомных субмаринах, авианосцах и прочих орудиях массового убийства, об американском спецназе, гигантских военных базах, и победоносных имперских войнах в разных регионах планеты, которые обычно преподносятся здесь в виде крестовых походов во имя демократии и свободы. Ангажированность большинства сюжетов на общественно-политическую тематику, свойственная и другим подобным каналам, вроде «Discovery Science», заставляет говорить о специфическом имперском взгляде на мир – глазами большого бизнеса, циничных политиков и военных чиновников из Пентагона.
Национальное географическое общество было основано в 1888 году, в Вашингтоне, членами частного «Космос-клуба», располагавшегося вблизи Белого дома, на площади Лафайет. Его президентом стал Гардинер Грин Хаббард – юрист, бизнесмен, парламентский лоббист и советник президентских администраций. Понятие «география» трактовалось создателями общества в самом широком смысле – как общий комплекс естественных и общественных наук, а также, всесторонняя исследовательская деятельность, в сфере от геологии и до археологии. В его состав, помимо ученых, вошли представители бизнеса и политических кругов, и это отнюдь не было продиктовано филантропией финансовых магнатов бурно развивающейся Америки. Капитал Североамериканских Соединенных Штатов приступал к экспансии в своем полушарии, сообразно с постулатами «доктрины Монро», и готовился распространить ее на всю территорию планеты – повсюду, где только можно было бы выгодно вложить свои деньги. А потому дельцы хотели больше знать об этом обреченном на разграбление мире – о его природных и трудовых ресурсах, – тогда как политики и военные нуждались в точных картах для завоевательных войн в интересах этих дельцов. И Америка только догоняла в этом смысле государства Европы, где развитие имперской географии стало веянием времени, предвещая собой будущую войну за передел мира в интересах капиталистических монополий.
«Империализм» неслучайно способствовал развитию географии как академической дисциплины в Европе конца девятнадцатого века. Немецкие университеты начали создавать отделы географии в 1874 году. В Великобритании университет Оксфорда назначил своего первого географа в 1887, и университет Кембриджа – в 1888. А кафедра колониальной географии была основана в Париже в 1882 году. В то же самое время, карты начали отражать имперский интерес к социально-экономическим факторам и уделять меньше внимания физическим явлениям, таким как ветры или потоки. Картография стала более дидактической – как инструмент, связывающий географию и государственную власть в комбинации, которая вскоре станет известной как «геополитика» – пишет американский профессор Артур Джей Клингхоффер.
«География также начала отдавать предпочтение экономике, так что исследователь и журналист Генри Мортон Стэнли охарактеризовал ее как «науку, которую можно лучше всего назвать советником для торговли». Изучалось распределение ресурсов и способы их добычи, а некоторые регионы планеты рекомендовались для переселения «избыточных» представителей низшего класса или преступников. Вооруженные силы лоббировали географическое образование, чтобы получить информацию для своих иностранных операций. Первые два президента Королевского географического общества в Британии были министрами колоний…. По словам Дэвида Н. Ливингстона, география Викторианской эры была «наукой империализма, par excellence», и она не просто играло роль в «изучении мира», но также и «создавала его». В начале двадцатого века Королевское Национальное Географическое Общество содействовало британской разведке во время первой мировой войны и организовало полярные и гималайские экспедиции в британских стратегических интересах. Императорское российское Географическое Общество имело в своем составе многих военных географов и способствовало российской экспансии в Азию» – рассказывает книга этого автора в разделе под заголовком «имперская география». Помимо прочего, «наука империализма» выдвигала расистские теории географического детерминизма, стараясь обосновать таким образом превосходство европейских и североамериканских колониалистов – а значит, их право на господство над миром и эксплуатацию его природных ресурсов.
Национальное географическое общество США также служило инструментом имперской политики своего государства. Его картографические материалы, по мнению Клингхоффера, оказали «решающее патриотическое влияние на американское мнение в отношении испанско-американской войны» – первого империалистического конфликта, позволившего США взять под контроль Филиппины, Пуэрто-Рико, Кубу и остров Гуам. Предоставленные учеными данные о рынках сырья и сбыта, о полезных ископаемых, сельскохозяйственных культурах, людских и трудовых ресурсах различных стран активно использовались для эксплуатации Латинской Америки и других регионов формирующегося «Третьего мира». Тогда как новые научные изобретения давали прибыль картелям и трестам – в частности, способствовуя развитию военной промышленности США.
Спектр деятельности «имперских географов» являлся очень широким. Национальное географическое общество финансировало экспедицию Хирама Бингэма, который вывез из Мачу-Пикчу десятки тысяч артефактов инкской цивилизации, до сих пор не возвращенных в Перу. В этом смысле американские «исследователи» также копировали грабительскую политику своих британских, французских и немецких коллег, массово вывозивших в метрополии археологические сокровища Египта, Греции и Месопотамии.
Эта старая имперская традиция находит свое отражение на наших телеэкранах, демонстрируя прежнюю зависимость науки от бизнеса, политики и индустрии милитаризма – которая только укрепилась с далеких времен основания Национального географического общества. Фильм «Хищники неба» демонстрирует, как изучение особенностей полета хищных птиц используется при конструировании современного истребителя «Raptor», чтобы максимально усовершенствовать это новейшее орудие человекоубийства. Лента с лаконичным названием «Танки» знакомит зрителей с колоссальным военным заводом, площадью в сорок квадратных километров, на которой расположено две тысячи цехов и промышленных зданий для производства смертоносных машин. Их разрушительные возможности тут же демонстрируются на примере Иракской войны, о которой также увлекательно повествует фильм о подвигах американского спецназа. Документальный кинорассказ «Транспорт ВВС» рекламирует крупнейшую в мире авиабазу в Довере, откуда развозят по всему миру оружие и солдат армии США. Целая серия документальных фильмов с нескрываемым восхищением ассказывает об атомных авианосцах «Нимиц», «Эйзенхауэр», «Рональд Рейган» – они преподносятся зрителям в качестве символа могущества империализма и триумфа научно-технической мысли, послушно прислуживающей этому идолу. Мысль о нелепости самого существования этих сверхдорогих, несущих крылатую смерть гигантов – созданных в мире миллионов нищих людей, страдающих от голода, войн и болезней – ни разу не прослеживается здесь даже в виде намека.
Больше того – канал Национального географического общества откровенно оправдывает имперскую войну в пропагандистском фильме «Шок и трепет», посвященном разрушительной бомбардировке Ирака. Авторы фильма целенаправленно стараются убедить зрителя в «высокой точности» ракетно-бомбовых ударов, от которых, якобы «почти не страдали гражданские цели». И с нескрываемым удовольствием смакуют кадры авиационных ударов – цинизм, по-своему превосходящий бесчеловечность нацистской кинохроники. «Атака Багдада в 2003 году должна была быть ужасной, чтобы деморализовать противника, шокировать и повергнуть его в трепет… Чрезвычайно точные машины разрушения, ракеты «томагавк» могли доставить множество полезных грузов, начиная с кассетных бомб и заканчивая гигантскими сверхтяжелыми боеголовками… Действия военных стали историческими…Нашей целью не было убивать людей, нашей целью было свергнуть их правительство» – муссируя эти пропагандистские тезисы документалисты «National Geographic» так и не упомянули о разоблаченном мифе вокруг «оружия массового поражения», который явился формальным поводом для оккупации Междуречья. Фильм не сказал ни слова о фосфорных бомбах, сжигавших людей на улицах Фаллуджи, о пытках и насилии в тюрьме «Абу-Грейб», о разграбленных сокровищах Багдадского музея, разрушенных памятниках Вавилона, или о выстреле из «непобедимого» танка «Абрамс», в упор расстрелявшего отель с иностранными журналистами, где погиб украинец Тарас Процюк. Один из его коллег, опытный военный корреспондент Питер Арнетт, работавший на канал «National Geographic», который пережил «Шок и трепет» в Багдаде, публично раскритиковал действия США – и Национальное географическое общество тут же разорвало с ним свой контракт.
Тема глорификации имперских войн развита в документальной ретроспективе вьетнамской бойни: «Цель операции: остановить распространение коммунизма в Южный Вьетнам… В первом эпизоде выступают американские ветераны с захватывающими историями об их личном опыте в войне». Однако, пропагандистские сюжеты не ограничиваются сугубо военной тематикой. К примеру, фильм о Северной Корее представляет эту страну примером неизбежных последствий «коммунистического эксперимента». А лента «Бессмертный товарищ» доходчиво рассказывает всему миру о личности Владимира Ленина – «У него отсутствовала духовность в буквальном смысле этого слова, зато он твердо верил в силу марксизма» – делая из этого недвусмысленный вывод: «Марксизм-ленинизм и его жестокое прошлое не тот багаж, который Россия хочет нести в будущее». Тогда как события Второй Мировой войны рассматриваются на этом канале таким образом, как будто ее судьба решалась под Эль-Аламейном или в Нормандии – в то время как красноармейские орды насиловали немецких женщин, спасаясь морозами, бездорожьем и вшами от стратегического гения германских фельдмаршалов.
Эти характерные темы теперь будут освещаться и на украинском языке – ведь еще несколько лет назад Катерина Ющенко посетила штаб-квартиру Национального географического общества в Вашингтоне, оговорив перспективы его деятельности в Украине. Речь, в частности, идет о подводных археологических экспедициях в Черном море – вероятно для того, чтобы пополнить частные коллекции миллионеров.
Впрочем, канал «National Geographic» между делом приоткрывает зрителям социальную изнанку страны самых больших авианосцев и самых точных на свете бомб. Криминальные войны расовых группировок в переполненных тюрьмах США преподносятся тут так, будто это спортивные соревнования или телевизионные шоу. Еще один фильм азартно демонстрирует полицейскую охоту на нелегальных мигрантов – тех, кто умирает от потери сил в раскаленной пустыне между Мексикой и США, или отчаянно пробует преодолеть пограничную «Стену Буша», напичканную суперсовременной аппаратурой для контроля за нарушителями (еще одно важное приложение достижений науки). Эти съемки куда страшнее кадров грызущихся между собой животных. И глядя, как американский патрульный держит в руке иссушенный солнцем череп одной из погибших здесь мексиканок, становится ясно – этот «научный» канал, в сущности, показывает нам дикость общества, глобализовавшего эксплуатацию природы и человека с помощью новейших методов грабежа и войны. Дикость, которую веками распространяют по всему миру с цивилизаторской риторикой и при деятельной помощи «науки империализма». Все ее технические чудеса только подчеркивают это очевидное варварство.
Андрей Манчук
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>