Когда твои детство и юность проходят в райцентре, среди скелетной застройки начала 80-х, за игрой «в резинку», ловлей тритонов в ближайших канавах, собиранием окурков (чтобы скурить их в нычке за соседскими гаражами), обменом кассетами с записями Алсу и «Иванушек» на Рики Мартина (именно так, две на одну), подглядыванием программы «Про это» через щель в двери родительской спальни, тайным просмотром газеты «Speed Info», менее тайным «Невероятно, но факт» и совсем открытым – журнала «Кул Гёрл» с голографической картинкой на последней странице, с силовым переделом дворовой территории с детьми других подъездов, с первым алкогольным отравлением в день собственного 15-летия, шансов, что ты заинтересуешься , как на самом деле устроен этот свет не так много.
Но мне повезло: повезло родиться в семье, где читали книги, в 1991-м проголосовали за Независимость и могли себе позволить каждый год отдых в Ялте, так что «бычки» я не собирала, зато поддерживала экономику Молдовы, поштучно покупая сигареты , привезенные бабушками в специальных карманах контрабандиста, нашитых на рейтузы.
Для любого ребенка отец - абсолютный моральный авторитет, и уже в 3 года я пела
гимн Украины, а в 6 знала, кто такой Степан Бандера (хотя все еще путала его с Остапом
Бендером), в 9 - встречала с караваем в руках и венком на голове Славу Стецько
на сцене городского дома культуры. В 6-м классе туманным осенним днем испортила
ветеранам ВОВ митинг, продравшись на сцену и прочитав собственноручно
написанный патриотический стих, ( за что была высмеяна в городском
еженедельнике ), в 14 я была абсолютно уверенна , что страна в какой я живу –
колыбель европейской цивилизации ( как минимум !), знала наизусть Декалог
украинского националиста, читала «Сумерки Богов» и «Майн Кампф», в 15 –
возглавила молодежную референтуру «Конгресса украинских националистов», где руководила
ватагой старших ребят. Этим фактом я очень гордилась, но сейчас , правда, не
уверена, была ли это гордость за собственные организаторские способности, или
возможность утереть нос более красивым и популярным среди противоположного пола
одноклассницам).
В то время я мечтала стать журналистом, и время от времени пописывала колонки
для областной газеты (до сих пор не знаю, взяли меня, потому что узрели талант,
или все же из-за отцовской дружбы с главным редактором). Первый гонорар в 22
гривны был потрачен на партийные взносы.
В юности я не
сомневалась, что гомосексуализм – это извращение, что евреи – злодеи и «палачи»
украинской нации и вообще это они (ну а кто же еще?), сидят на верхушке мира ,
что чернокожие ( доказано!), уступают в интеллектуальном уровнем европеоидам,
что армяне и грузины целыми днями только и думают про то, как бы слиться в
экстазе с какой-нибудь славянкой (только обязательно, что бы была блондинка!).
Вместе с тем мне никогда не была присуща склонность к
насилию, хотя в 16 я уже мечтала, что по завершению журналистской карьеры стану
диктатором ( правда мое представление о себе в этой роли ограничивалось
исключительно диктаторским нарядом – гламурным камуфляжем, ботинками Dr.Martins’s
и лихо заломленным беретом цвета морской волны). В том возрасте я была
физически и эмоционально слабой, хилой, а,
как известно, в диктаторы только таких и берут.
Работа диктатором в моих мечтах никак не противоречила счастливому браку, рождению как минимум 4-х детей, и вышиванием икон крестиком – вечерами подле родного очага.
Мой мир начал изменяться, когда я поступила в университет и уехала от родителей. Внезапно я, как головастик вылупилась из своего маленького тельца и увидела большой мир вокруг.
***
Я никогда не была гопницей. По крайней
мере, такой не казалась: слушала «каноничную» музыку, не щелкала семечки, не
бросала под ноги окурки, не хамила старшим, уступала место в транспорте
бабушкам и беременным. Я никогда открыто не «гнобила» тех, кто казался мне
идеологическим, классовым или национальным врагом. Однако, ни одного раза не
села в маршрутке рядом с темнокожим, мысленно кривилась, когда видела азиата и
думала , что их слишком много расплодилось: неплохо бы учинить небольшой
геноцид где-нибудь на берегах Хуанхе. В моей голове начинала звучать
«Хава-нагила», когда я наблюдала, как субботними утрами из синагоги выходят
евреи, и я желала палестинцам победы. Когда в поле моего зрения появлялся
гомосексуал, сразу же в памяти всплывали пасторальные пейзажи Нордгаузена ,
увиденные в интернете. При слове «феминизм» я посмеивалась, понимая , что
«такими» становятся либо лесбиянки, либо те кому в жизни не повстречался
хороший мужчина.
И парадокс заключался в том, что в то же время в моем окружении появлялось все
больше гомосексуалов, евреев, феминисток, «леваков», буддистов, растаманов,
людей различных религий и людей без религии… но они не были чужаками – они были
моими друзьями! Нет, мне не приходилось лицемерить, думать или говорить про них
что-то плохое за спиной – я всех их любила.
Вскоре у меня начали
возникать проблемы с идентичностью: воспитание, традиция и окружение в которых
я выросла, требовали от меня стойкости и отстаивания вечных ценностей, новый же
мир манил своей свободой.
Окончательно старая идентичность разрушилась секунд за
40: именно столько хватило времени скинхедам, чтобы навалять мне и двум моим
друзьям за то, что мы показались «иными». Разбитая губа, оторванный ворот
рубашки и растоптанное берцами достоинство положили конец моему национализму.
Последующие несколько лет прошли без окончательной самоактуализации: перевелась
в другой университет, чтобы на третьем курсе оставить и его, работала в
вожделенной журналистике, время от времени выходила замуж, время от времени
разводилась, а самое главное – наблюдала за миром. Я видела, как
фармацевтические гиганты уничтожают здоровье людей, забирая последние
сбережения, как люди за 1200 гривен по 14 часов работают в смраде рыбзавода,
как дети издеваются над одноклассником, одетого в короткие штанишки, как
месяцами не выплачивают заработную плату работникам государственных
телекомпаний, видела каким преступным методом проводят тендеры и госзакупки,
как бабушка-пенсионерка трясущимися пальцами пересчитывает монеты , чтобы
купить собаке ливерной колбасы, видела, как подростки бегают вокруг влюбленных
африканцев и строят из себя обезьян во время полового акта. Как 3-летних
малышей учат не только народным песням но и «ненавидеть москаля», как
транснациональны корпорации уничтожают окружающую среду, как расстреливают
жанаозенских нефтяников.
Я видела несправедливость, неуклюжесть существующего порядка, но не видела ему
альтернативы. Однако, как часто случается в моей жизни, все решил случай. В
какой-то момент я решила восстановиться в своем ВУЗе и прослушала судьбоносный
курс политической философии. Основы знаний о мультикультурализме ,
неомарксизме, либертарианстве, альтерглобализме, естественно не сделали из меня
левую интеллектуалку, однако помогли лучше понять причины своего дискомфорта от
существования в старой парадигме, и понять, каким образом я должна менять мир.
Думаю, изменения случатся
лишь тогда , когда человечество начнет разрушать традиции, А именно традиции
защищает национализм. И именно из-за них в Казахстане
до сих пор крадут невест, в Индии до сих пор проводят ритуалы сжигания вдов, 60
миллионов женщин в современном мире продолжают жизнь после процедуры
инфибуляции и продолжают подвергать этому ужасу своих дочерей. Из-за традиций в
Украине не карается sexual harassment, правоохранительные органы закрывают
глаза на насилие в семье, а геи вынуждены убегать в большие города, потому что
дома с большой вероятностью могут просто не выжить.
Эти же традиции заставляют в школах преподавать дисциплины по изучению лишь
одной из религий вместо уроков толерантности, и воспитанные в подобных
традициях дети продолжают идти по проторенному пути. В детстве меня не учили
фашизму, но позже юношеский максимализм все исказил и гипертрофировал. Более
того, до недавнего времени, уже имея «левое сознание», я, в определенной мере,
была адвокатом этой идеологии, все еще надеясь, что это не «ненависть к
чужому», но (пусть и слепая) «любовь к своему». Однако, последние события в
Украине, во время которых национализм стал главным общественным трендом,
доказали мне: «быть националистом» может означать еще и «ненавидеть своих».
Меня никто не «воспитывал» левой, на меня не влияла ни одна тусовка, я не могу
отнести себя ни к одному «крылу» левых, у меня слабая теоретическая база и
много вопросов. Но в то же время, во мне много веры и абсолютной уверенности,
что я двигаюсь в правильном направлении.
Юлия Малькина
Авторизованный перевод с украинского Николая Макарова
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>