"Классовая лирика" - вовсе не новый термин для крымской литературы. Выдающийся украинский советский тюрколог, академик Агатангел Крымский писал: это определение родилось в самой среде революционных татарских поэтов. В 20-х годах прошлого столетия они создали новую поэзию, продолжая традиции известной со средневековых времен литературы Крыма - наполнив ее новыми, социальными смыслами.
Среди представителей этого движения наиболее известен поэт, новеллист и драматург Умар Ипчи, писавший под псевдонимом "Аль-Кедай" - "Красный кобзарь". В 1915 году он издает свой первый стих - "Медресе", описывая затхлый мир духовного училища. Изначально Ипчи придерживался националистических взглядов. Однако спустя два года, после публикации песнии "Солдат-революционер", он примыкает к большевикам и впоследствии становится профессиональным партийным литератором. "Крымский Горький" - как называли Умара Ипчи, - является автором наиболее значительных произведений левой крымско-татарской поэзии - таких, как поэма "Аль октабр гэнэ Гэльци" ("Вновь пришел беспощадный Красный Октябрь") или гимн "Ленин олдью!" ("Ленин умер!"), написанный в память о руководителе РКП(б).
Другое известное стихотворение Аль-Кедая - "Хаят-курэш" ("Жизнь-борьба") - может считаться поэтическим кредо его революционной поэзии.
"Маркс сказал - миллиарды бедняков соединяйтесь", - напоминает Ипчи, - "а Ленин приказал бороться за новую жизнь - на заводах, на фабриках, на дорогах, в степях, на земле и на небе, против капиталистов, против империалистов, против помещиков, против всех-всех врагов человека".
"Пусть земля дрожит, пусть небо стонет, пусть не останется камня на камне, а у буржуя - ни головы, ни глаза, ни брови":
Йер титресин
Кьок инлесин!
Таш устюндэ таш,
Буржуйда баш,
Кьоз ве каш
Кьялмасын!
К двадцатилетию расстрела 9 января Аль-Кедай публикует поэму "1905, йанвар 9" - о том, как жандармы заманили в ловушку и расстреляли у царского дворца задуренных попами, спрятавшихся за кресты и иконы рабочих.
"…И только когда пошли к царю без попов и икон, с оружием в руках, только тогда смогли добыть себе права и волю, - учит крымско-татарский поэт. - "Кровь за кровь! Царю и капиталу смерть!".
Посетив древний ханский дворец в Бахчисарае, Умар Ипчи издевается над мечтаниями татарских националистов. "Тарих тэкрар дэгиль дир" - "История не возвращается, история идет вперед, и это хорошо. Потому что если бы повернула назад, то вернулись бы ханы, а беи с мурзами угнетали бы народ. Нет, мы благодарим Октябрь и твердо идем надежным путем Ленина", - говорил Аль-Кедай.
Он пишет стихи в защиту американских политзаключенных Сакко и Ванцетти, в поддержку крымско-татарского алфавита на латинице, и рассказывает в них о новой индустрии Красного Крыма. Описывает Красную Армию - войско рабочих и крестьян, которое в походе поет на родном для него языке: "Капиталуа эджель-олюм кьотюрген - о бизлер миз!" ("Кто несет неизбежную смерть капиталу - мы, мы!").
Пьеса "Азад халк" - "Освобожденный народ", - написанная к десятилетию революции 1917 года, рассказывает о трагической истории Крыма и революционной эмансипации крымских татар.
"Товарищи! Пусть сгинут кулаки и батыры! Да здравствует единение рабочих и бедняков-земледельцев! Да здравствует красный флаг всемирной революции!", - провозглашает герой Умара Ипчи, красноармеец Мустафа. После чего актеры, а затем и весь зал начинают вместе петь "Интернационал", - одновременно на всех своих родных языках.
Лучшие работы и сборники Аль-Кедая: "Азад Халк", "Куреш" ("Борьба"), "Куреш ичун" ("За борьбу"), "Шарк кадынлары" ("Женщины Востока"), "Фахише" ("Проститутка"), "Халим айдамак" ("Гайдамаки") - пьеса-сценарий для кинематографа, первая в истории крымско-татарской культуры - печатались в Симферополе, Харькове и Москве. По словам известного татарского критика Махмуда Недима, его творчество выказывало "безупречную красность" ("аллык"), обогащая традицию национальной татарской культуры.
Однако, Умар Ипчи не был одинок в своем революционном поэтическом творчестве. Широкую популярность имел сборник "Йаны саз" ("Новая музыка") авторства известного еще в дореволюционные времена татарского поэта Лятиф-задэ. Его новой музыкой становится "ленинджилик" - "боевое ленинство", "торжествующее в людях". Другой представитель "социальной лирики", Менгли-Азиз Джавтобели - автор сборника "Инкиляби ши`рляр" ("Революционные стихи") - описывает историю борьбы пролетариата царской империи. Его тих "Азад шарк!" ("Освобожденный Восток") говорит о будущем угнетенных народов Азии - "которые доселе жили под полумесяцем, а вскоре будут жить под полным солнцем". Джавтобели рассказывает о татарской девочке-комсомолке, которая помогает старшим татарским женщинам преодолеть страх перед новой жизнью без паранджи и домашнего угнетения, о детях, которые требуют: "Отец! Не пей!", "Отец! Учись читать и знать!". В бытовых мелочах, описанных у поэта, отражен пласт глубоких социальных изменений в жизни его народа.
"Социальная лирика" крымско-татарского народа - поучительное напоминание его нынешним баям и мурзам с депутатскими значками, и российским шовинистам, заправляющим сейчас в Севастополе и Крыму. У крымских татар есть революционные песенные традиции. Они еще дадут о себе знать - и "Интернационал" на крымско-татарском языке займет достойное место в революционном хоре народов планеты.
Андрей Манчук
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>